г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru
г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru
Согласно ч.2 ст. 47 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона № 135-ФЗ приаэродромная территория – зона с особыми условиями использования территорий. Указанная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Приаэродромная территория может быть разделена на семь подзон [3,7], устанавливающих разный объем ограничений на строительство (что как раз и направлено на совершенствования законодательства в той сфере, создания правовой последовательности отношений).
Между тем, до настоящего времени решения об установлении приаэродромной территории большинства аэродромов до сих пор не принято. При этом следует отметить, что, исходя из положений ч. 24 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации … зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными со дня внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
Поскольку приаэродромные территории в большинстве случаев до сих пор не установлены, применению подлежат переходные положения ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ, которым предусмотрена специальная процедура согласования.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ до установления приаэродромных территорий установлена обязанность согласовывать строительство объектов границах полос воздушных подходов. Указанные границы определяются картами (схемами), которые утверждаются уполномоченным органом власти и публикуются на официальном сайте соответствующего ведомства (ч.2 ст. 4 Федерального закона № 135-ФЗ).
Верховным судом Российской Федерации по вопросу необходимости согласования строительства в приародромной территории сформулирована позиция, заключающаяся в следующем.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом и проектом межевания территории … а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных и сельскохозяйственных и иных объектов в пределах приародромной территории должны проводиться с учетом соблюдения требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственниками аэродромов.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом ВАС РФ в постановлении от 09.07.2009г № 1034\09, изложенные требования о необходимости согласования носят специальный характер и должны учитываться уполномоченными органами муниципальных образований при принятии решений о развитии городских и сельских поселений и при выдаче разрешений на строительство объектов в пределах приаэродромной территории. Границы приэродромных территорий определяются по внешней границы проекции полос воздушных подходов на земельную или водную поверхность, а вне полос внешних подходов – окружностью радиусом 30км от контрольной точки аэродрома.
Данные положения также закреплены в пункте 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010г № 138.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями территории – охранные, санитарно-защитные… иные зоны, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 56 Земельного кодекса Российской Федерации допускает ограничение прав на землю только по основаниям, установленным законодательством, одним из которых могут выступать особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Таким образом, нахождение земельного участка в границах охранной или санитарно-защитной зоны влечет ограничение прав землепользования, связанные с необходимостью согласования деятельности на соответствующем земельном участке и с невозможностью осуществления той или иной деятельности. Отсутствие акта об утверждении границ охранной и санитарно-охранной зоны влечет наличие ограничений деятельности на земельном участке, входящим в такую зону. В связи с изложенным можно сделать вывод о том, что размещение объекта строительства в приародромной зоне влечет за собой обязательное согласование.
Требование по предоставлению заключений операторов аэродромов гражданской авиации является обязательным условиям выдачи согласований носит обязательный характер и не может быть расценено как незаконное. Положениями п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ установлено, что размещение в районе аэродрома сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования должно быть согласованно с собственником аэродрома и осуществляется в соответствии с воздушным законодательством Российской Федерации. Указанное согласование представляет собой один из промежуточных этапов деятельности Застройщика и само по себе не порождает каких-либо прав и обязанностей.
Разрешение на строительство, выданное органами архитектуры без согласования с собственником аэродрома, может быть оспорено в административном порядке собственником аэродрома (определение Верховного суда РФ от 30.06.2017г № 304-КГ-3959).
Частью 3 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ установлены исчерпывающие основания для отказа в согласовании размещения объектов капитального строительства в границах полос воздушных подходов. В соответствии с данной нормой не подлежит согласованию размещение только таких объектов, которые могут:
В настоящее время сложилась практика, в силу которой согласование на размещение объекта строительства в приаэродромной территорию дают: по аэродромам гражданской авиации- Управление Росавиации соответствующего округа; по военным аэродромам – командование соответствующих воинских частей (аэродромов); по аэродромам экспериментальной авиации- штурман аэродрома.
В соответствии со статьей 47 Воздушного кодекса Российской Федерации обеспечение безопасности полетов и исключение негативного воздействия полетов на здоровье человека достигается не только в соответствии с требованиями Воздушного кодекса, но и в соответствии земельным и градостроительным законодательством с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Решение названного вопроса предполагает применение комплекса специальных познаний в области авиационной безопасности, строительства, градостроительства, геодезии, экологии и применение специального сертифицированного оборудования, определяющего различные фактические показатели, которые оцениваются на предмет их соответствия санитарным, градостроительным и иным нормам и правилам.
К сожалению, лица, согласовывающие строительство в приародромной территории, не имеют специального сертифицированного оборудования и специальных познаний в области строительства, градостроительства, экологии, в силу чего заключения о согласии (несогласии) размещения объектов в приаэродромных зонах носят поверхностный характер, являются предметом рассмотрения в судах.
Заключение об отказе в согласовании размещения объектов строительства, в зависимости от субъектного состава, может быть обжаловано в суд общей юрисдикции или арбитражный суд посредством предъявления административного иска.
Исходя из позиции Верховного суда Российской Федерации, сформулированной определениях [28-31], при рассмотрении дел названной категории, надлежит устанавливать:
Проведение экспертизы по делам об обжаловании заключения операторов аэродрома об отказе в согласовании на размещение объекта является необходимым условием вынесения законного и обоснованного судебного акта так как, устанавливаемая в ст. 46 Воздушного кодекса Российской Федерации обязанность согласования строительства в приародромных территориях, законодатель преследовал цель благополучия жителей близлежащих территорий. Однако наличие такого согласования не корреспондируется в безусловным правом отказать в согласовании, не имея на то достаточных правовых оснований (определение Верховного суда Российской Федерации от 27.02.2018г № 305-КГ17-15653).
По названной категории проводятся комплексные технические экспертизы транспортной безопасности. Основными вопросами, выносимыми на разрешение комиссии экспертов, являются:
Для проведения экспертизы необходимы следующие исходные данные (документы и информация):
Примечание: названные паспорта, в соответствии с действующим законодательством, должны содержаться на сайтах: Министерства обороны РФ (военные аэродромы); Министерства промышленности и торговли РФ (экспериментальная авиация); Росавиации (гражданской авиации). Из названных паспортов или других источников, для проведения экспертизы, экспертам нужна информация о: классе аэродрома; длине ВВП; ширине ВПП; азимуте истинном ВПП; магнитном отклонении; высоте порога ВПП1; высоте порога ВВП2; высоте аэродрома (свободная зона ВПП1 и свободная зона ВПП2); высота нижней границы поверхности взлета (Н2) для ВПП1 и для ВПП2; границы взлетно-посадочной полосы; контрольная точка взлетной полосы; сведения о типе радиолокационного оборудования, используемом на аэродроме; сведения о воздушных судах, базируемых на аэродроме.
Для расчета местонахождения земельного участка, в том числе и определение нахождения земельного участка в зоне воздушных подходов аэродрома, используется специальное программное обеспечение.
Особо хотелось бы обратить внимание на такой фактор, как безопасность полетов.
Безопасность полетов - это состояние, при котором риски, связанные с авиационной деятельностью, относящиеся к эксплуатации судов и непосредственно обеспечивающей такую эксплуатацию, снижены до приемлемого уровня и контролируются; состояние воздушного транспорта, позволяющее обеспечивать возможность выполнения полетов с вероятностью возникновения авиационных происшествий не выше заданного (приемлемого обществом) уровня.
Неразрывно с понятием «безопасность полетов» связаны такие понятия как «авиационная безопасность» и «безопасная высота полета».
Под авиационной безопасностью понимают отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в деятельности в области авиации (п.1 ст. 83 Воздушного кодекса РФ).
Безопасная высота полета - это минимально допустимая высота полета воздушных судов, гарантирующая от столкновения с землей (водной) поверхностью или с препятствием на ней.
Анализ судебно-экспертной практики позволяет прийти к выводу о том, что строительство объектов в зонах приаэродромной территории не оказывает влияния на безопасность полетов на аэродроме и обеспечивается:
Подводя итог изложенному можно сделать выводы о том, что:
Используемая литература