г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru
г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru
Проблема выявления признаков подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Все русские технологические руководства ХVI – ХVIII веков - иконописные подлинники крайне формаль-ны, на их основе нельзя реконструировать технологию древней иконы, в них нельзя найти ответ на конкретные вопросы иконописной практики.
Анализ ранее проведенных экспертиз, судебно-следственной практики, научных работ в области искусствоведения и живописи, позволяет выделить следующие признаки подделки русских икон:
1.Использование современных пигментов и отличных от оригинала технических приемов, т.е. подделки, отличаются от подлинников как технически, так и технологически; использование материалов, не соответствующих дате предполагаемого написания иконы;
2.Использование шрифтов и буквиц, не соответствующих дате предполагаемого изготовления иконы;
3.Несоответствие техники иконописания – нарушена последовательность изготовления иконы;
4.Несоответствие формы доски, ширины полей, глубины ковчега форме доски, ширины полей и глубины ковчега, применяемых во время предполагаемой дате изготовления иконы.
5.Несоответствие формы шпонок и способа их крепления форме шпонок и способу крепления, применяемых во время предполагаемой дате изготовления иконы.
6.Стилистические отличия объекта исследования от стилистических особенностей школы иконописи, к которой предположительно относится объект исследования (например: декларантом заявлено икона Божьей матери псков-ских мастеров ХV века, однако композиция, манера изображения и цветовая гамма соответствует композиции, манере изображения и цветовой гамме московской (строгановской школе);
7.Отсутствие на иконе естественного кракелюра. Кракелюр имеет бесчисленное количество разных рисунков, в зависимости от свойств основы, паволоки, состава грунта, техники письма и условий хранения. Естественный кракелюр имеет логику развития и определенную завершенность, которая свидетельствует о длительном времени его формирования. В древнем кракелюре от крупных, заметных невооруженным глазом «ветвей» грунтового кракелюра отходят более тонкие – красочного слоя. Крупные и глубокие трещины грунтового кракелюра заполнены темной олифой, лаком, грязью, видны невооруженным взглядом. Под микроскопом видно, что вся поверхность живописи покрыта сетью трещин.
8.Наличие искусственного кракелюра и следов «старения» иконы, а именно:
Примечание: искусственный кракелюр может делаться разными способами: а)можно наложить левкас на тряпочку-паволоку, написать изображение, а затем смять паволоку так, чтобы грунт поломался на отдельные кусочки; б)наворачивание паволоки с грунтом на цилиндр (бутылку); в) использование разного температурного режима.
9.Отсутствие следов старой реставрации в виде характерных повреждений:
Следы реставрации на основе: заполнение трещин, оклейка трещин и разошедшихся досок; заполнение летных отверстий; спил конца шпонок, выступающий за пределы досок; опилены или наращены боковые или торцевые поля доски.
Следы реставрации на грунте: наличие дополнений при врезках и в местах утрат (меловые, гипсовые или восковые); наличие поновительского грунта, положенного поверх красочного слоя; размывы авторского грунта в результате неправильного укрепления.
Следы реставрации на красочном слое: записи темперными, масляными и клеевыми красками (сплошные или частичные); наличие дополнений красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту (в пределах утрат или заходящие на авторскую живопись); наличие частичных прописок авторской живописи (поверх покрытия или после его удаления); наличие потертости, помытости авторского слоя живописи в результате внутреннего удаления покровской пленки или записей; наличие следов клея или остатков желтковой эмульсии на поверхности.
Реставрационные повреждения носят механический характер и отличаются от естественных повреждений. Имитировать следы реставрационных повреждений на микроуровне в настоящее время невозможно. Отсутствие в микрорельефе живописи микроскопических остатков удаленной олифы свидетельствует о поделке иконы. При реставрации иконы в окладе, по ее контуру всегда остается либо слой записи, либо олифы. Пастозные пробела повреждений не имеют. Это тоже следует учитывать при проведении экспертизы.
10.Доска иконы вогнута в обратную сторону.
О подлинности иконы свидетельствуют: