г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru

г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru

г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru

 

Актуальность темы исследования.

За последние годы в России значительно увеличилось количество транспортных средств, и, как следствие, увеличилось количество споров, связанных с выявленными после продажи недостатками транспортных средств.

Большой количественный модельный ряд транспортных средств, отличие их конструктивных особенностей порождает трудности по определению как недостатков транспортного средства, так и по определению причин их возникновения и их существенности.

Настоящая методика разработана на основе действующего законодательства, сложившейся судебно-арбитражной практики, научных трудов и нормативно-технической документации, ранее проведенных экспертиз, в целях повышения качества производства экспертиз.

Цели и задачи экспертного исследования.
Целью Методики является разработка модели решения задачи по выявлению недостатков транспортного средства, по определению причин их образования, их существенности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • разработать общие принципы задачи по выявлению недостатков у транспортного средства, причин их образования; возможность отнесения выявленных недостатков к существенным;
  • сформулировать критерии наличия у объекта экспертного исследования недостатков;
  • классификации причин образования недостатков; существенности недостатков.

Объекты исследования.

  • транспортное средство;
  • техническая документация на транспортное средство;
  • техническая документация, связанная с ремонтом транспортного средства.

Используемые инструменты и оборудование.

  • цифровая видеокамера;
  • мерная рулетка;
  • экспертная линейка;
  • процессор с программным обеспечением Windows 7.0;
  • многофункциональное печатное устройство (принтер);
  • лупа 10х — крат.
  • прибор для измерения толщины ЛКП ЕТ11SCЭ;
  • штангенциркуль;
  • технический эндоскоп;
  • омметр;
  • люминесцентный (ультразвуковой) дефектоскоп;
  • гибкое зеркало.

Используемые научные методы.

При производстве данного вида экспертизы необходимо применять следующие научные методы:

  • докуметально-описательный;
  • органолептический;
  • инструментально-измерительный;
  • расчетный;
  • метод сопоставления;
  • идентификационный;
  • классификационный;
  • нормативистский;
  • ретрологический;
  • метод реконструкции;
  • комплексный.

Нормативная, техническая, справочная и методическая литература, используемая при проведении исследования.

  • Федеральный закон от 31.05.01г " О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации«.
  • Гражданский кодекс РФ.
  • Закон от 07.02.1992г № 230-1 «О защите прав потребителей».
  • Федеральный закон от 27.12.2002г № 184-фз «О техническом регулировании»
  • Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ № 720 от 10.09.2009г.
  • Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.10.1993г № 1090, в последующих его редакциях.
  • Практическое пособие по назначению экспертиз. Для судей, следователей, экспертов. ЦСЭ ЮФО. 2006г.
  • Исследование недостатков легковых отечественных автомобилей, находящихся в эксплуатации (Методическое руководство для экспертов и судей), в последующей его редакции. М. 2006.
  • Большая энциклопедия техники. Эксмо. М.2010.
  • ГОСТ 25855-83. Эксплуатация техники. Термины и определения.
  • ГОСТ Р 51709-2001. Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. -М.: Издательство стандартов., 2001.
  • Правила дорожного движения РФ. М. 2014.
  • Постановление Правительства РФ от 10.11.2011г № 924 «Об утверждении перечня технически сложных товаров».
  • Автомеханик (практическое пособие) Ханников А.А. 2010.
  • «Каталог повреждений ЛКП автомобилей» Петер фон ден Керкхофф, Гельмут Хааген, 2004.
  • Программное обеспечение «ПС — Комплекс», версия 4.1.30.0, 2013г.
  • Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний (Женевское Соглашение 1958г. с поправками от 16 октября 1995 г., вступившее в силу для РФ в соответствии с Нотой Правительства РФ 19 января 1992г.).
  • Соглашение о введении глобальных технических правил для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и/или использованы на колесных транспортных средствах, вступившие в силу для РФ 25 августа 2003г.
  • Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, принятая Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН [документ TRANS/WP.29/78/Rev.1 от 11.08.97, приложение 7].
  • Соглашение о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (Венское Соглашение 1997 г.). — Европейская экономическая комиссия ООН. Региональная конференция по транспорту и окружающей среде. — Совершено в Вене 13 ноября 1997 года. — ECE/RCTE/CONF./4.
  • ГОСТ 4.396-88 Система показателей качества продукции. Автомобили легковые. Номенклатура показателей. — М: Издательство стандартов, 1988 — 9с.
  • ГОСТ 9.032-74 Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения. — М: Издательство стандартов, 1975.
  • ГОСТ 9.032-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические, неорганические. Методы контроля. — М: Издательство стандартов, 1988 — 64с.
  • ГОСТ Р 41.13-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М, Т и О в отношении торможении. — М: Издательство стандартов, 2000 — 38с.
  • ГОСТ Р 41.13н-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств категории М1 в отношении торможении. — М: Издательство стандартов, 2000 — 29с.
  • ГОСТ Р 42.79-1999 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении механизмов рулевого управления. — М: Издательство стандартов, 2000 — 19с.
  • ГОСТ 15140-78 Материалы лакокрасочные. Методы получения свободных пленок. — М: Издательство стандартов, 1979.
  • ГОСТ 15467-79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. — М: Издательство стандартов, 1991 — 28с.
  • ГОСТ 18322-78 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения. — М: Издательство стандартов, 1986 — 14с.
  • ГОСТ 23852-79 Покрытия лакокрасочные. Общие требования к выбору по декоративным свойствам. — М: Издательство стандартов, 1987 — 21с.
  • ГОСТ 25866-83 Эксплуатация техники. Термины и определения. — М: Издательство стандартов, 1984.
  • ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. — М: Издательство стандартов, 1990 — 37с.
  • ГОСТ 27597-88 Изделия электронной техники. Метод оценки коррозионной стойкости. — М: Издательство стандартов, 1988 — 28с.
  • ГОСТ Р 51616-2000 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний. — М: Издательство стандартов, 2000 — 15с.
  • ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортныесредства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки. — М: Издательство стандартов, 2001 — 30с.
  • ГОСТ 37.001.248-86 Автотранспортные средства. Методы определения и оценки водопылепроницаемости кабин и кузова. — М: Типография НАМИ, 1987 — 9с.
  • Постановление от 28.06.2012г № 17 Верховного суда РФ «О рассмотрении судами гражданских дел о защите прав потребителей».
  • Приложение к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения«, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 32.10.1993 № 1090, в последующих его редакциях.

 

 

Типовые вопросы, выносимые на разрешение эксперта.

  • имеются ли недостатки (дефекты) у транспортного средства — автомобиля марки — ..., идентификационный номер (VIN) ...;
  • если недостатки имеются, то определить являются ли они заводскими, эксплуатационными и т.д.;
  • являются ли выявленные недостатки существенными;

Общие принципы методики.

Процесс экспертного исследования (последовательность действий экспертов).

  • Документальное исследование.

В ходе документального исследования выясняют:

Год выпуска транспортного средства

Дату начала эксплуатации автомобиля

Время и виды поломок

Правила эксплуатации, касающиеся конкретного вида автомобиля

Пробег транспортного средства

В качестве документов для производства экспертизы должны быть представлены:

Технический паспорт транспортного средства

Руководство по эксплуатации транспортного средства

Гарантийная книжка

Документация касающаяся технического обслуживания и ремонта автомобиля

  • Органолептическое исследование.

В ходе органолептического осмотра:

I. Проверяется явка лиц, присутствующих при осмотре; выясняются их фамилии, имя и отчество, и, процессуальное положение;

II. Производится идентификация объекта исследования:

  • марка, модель транспортного средства;
  • дата выпуска;
  • идентификационный номер (VIN);
  • модель, номер двигателя;
  • номер кузова;
  • цвет, тип краски;
  • пробег на момент исследования;
  • владелец транспортного средства;

III. Исследование Лакокрасочного покрытия (далее ЛКП) кузова ТС.

  • первым этапом внешнего вида ЛКП является визуальная оценка недостатков поверхности покрытий. Поверхность кузова должна быть сухая и чистая. Покрытие осматривается без применения увеличительной техники. Для оценки внешнего вида используется ГОСТ 9.407-84.
  • размеры выявленных при визуальном осмотре недостатков на поверхности покрытий определяется линейкой по ГОСТу 427-75, с ценой деления 1 мм. Определяется также площадь выявленных недостатков. Фиксируются следы ударов, трещин и других механических повреждений. Далее производится замер и описание обнаруженных повреждений ЛКП, указывается место их расположение на кузове Т.С.

 

Следует различать недостатки ЛКП и повреждения ЛКП. Под недостатком ЛКП понимают отклонение от требований нормативно-технических документов, образовавшиеся в процессе нанесения и формирования ЛКП — заводской (производственный) недостаток. Повреждения ЛКП: трещины, сколы, царапины и т.д., возникшие в процессе эксплуатации ТС — эксплуатационный недостаток.

Вначале устанавливаются и описываются эксплуатационные недостатки, далее устанавливаются и описываются производственные недостатки. Недостаток «сорность» описываются с использованием нормативно-технической документации завода-изготовителя ТС, а при ее отсутствии используется ГОСТ 9.032-74.

  • оценка коррозионных поражений металлов производится с использованием ГОСТа 9.311-87; ГОСТ 4.396-88; ГОСТ 9.407-84; ИСО 11463 методом качественного анализа продуктов коррозии.
  • проверяется измерением толщина покрытия ЛКП на каждой детали кузова не менее шести точек. По результатам замеров прибором для измерения толщины ЛКП ЕТ11SCЭ производится анализ толщины и твердости ЛКП на соответствие нормативно-технической документации изготовителя ТС. Отклонение толщины ЛКП от требований нормативно-технической документации свидетельствует о возможности перекрашивании кузова в целом. Толщина ЛКП проверяемся толщинометром в диапазоне 0-2 мм.
  • твердость ЛКП определяется с помощью автоматического устройства и набора карандашей согласно ИСО 15184 или вручную по нормативно-технической документации завода-изготовителя Т.С.
  • адгезия ЛКП проверяется согласно ГОСТ 15140-78 методом параллельных и решетчатых надрезов до металла длиной около 20 мм количеством пяти параллельных надрезов.
  • оценка внешнего вида противошумного покрытия на деталях кузова проводится визуально по нормативно-технической документации изготовителя ТС.
  • при сквозных коррозионных поражениях деталей кузова составляющей одну из скрытых полостей кузова необходимо оценивать состояние наружной и внутренней поверхности детали. Исследование внутренней поверхности детали осуществляется с использованием технического эндоскопа.
  • исследование состояния сварных швов и фланцевых соединений производится визуально, оценивается наличие дополнительной защиты пластизольной мастикой и состояние защитного слоя на наличие трещин, вздутия мастики и пропусков в нанесении.
  • водопроницаемость кузова проверяется по нормативно-технической документации изготовителя ТС. Визуально оценивается состояние уплотнителей, качество их приклейки, плотности прилегания дверей, крышки багажника и соответствующих проемах. Далее производится орошение возможного места проникновения воды. Время орошения не менее 5 минут. Орошение должно быть вертикальным с интенсивным распылением не менее 20 мм/ мин при давлении воды в подающей магистрали 10.2 кг/см2. Расстояние от душевой насадки до орошаемой поверхности должно быть не менее 50 см.
  • выявление признаков производственных недостатков электрических соединений, проводов и их жгутов проводится с использованием технических средств, а также органолептическим методом.

На производственный недостаток указывают:

  • наличие следов окисления штырьков в штекерной колодке при сохраненной комплектности и целостности самой колодки;
  • отсутствие или плохое выполнение пайки жил кабеля со штекерами;
  • отсутствие фиксации штекеров;

Наличие разрыва электрической цепи проверяют, отсоединив штекерные колодки на обоих концах провода и подключив между ними Омметр. При отсутствии разрыва сопротивление цепи должно быть близким к 0 Ом.

IV. Исследование двигателя, деталей агрегатов.

Под двигателем внутреннего сгорания понимают тепловой двигатель, внутри которого происходит сжигание топлива и образование части выделяемой энергии тепла в механическую работу.

Коробка передач — многозвенный механизм в котором ступенчатое изменение передаточного отношения осуществляется при переключении зубчатых передач, размещенных в отдельном корпусе (коробке).

Деталь — изготовленное, изготавливаемое, или же подлежащее изготовлению изделие, являющееся частью машины, или же какой- либо технической конструкции, изготавливаемое из однородного по структуре свойствам материала- металла, пластмассы, кожи, и т.д. для определённого агрегата , узла, механизма , выдерживающие по своим качествам нагрузки при длительной эксплуатации .

Узел — составная часть детали более высокой степени интеграции и в то же время сам состоит из отдельных деталей.

Агрегат — это соединение состоящее из механизмов, аппаратов, арматуры и приборов (трубопроводов) скомпонованных по функциональному признаку (МТА). Агрегаты обладают полной взаимозаменяемостью.

Исследование двигателей и агрегатов проводится в следующем порядке.

  • Для подтверждения нарушения целостности блока или головки цилиндров двигателя устанавливается отсутствие разрушений прокладок, сальников и прочих уплотнений.
  • Исследование выполняется с использованием люминесцентного (ультразвукового) дефектоскопа или методом опрессовки, а также визуальным осмотром. Косвенными признаками нарушения целостности блока или головки цилиндров двигателя — повышенный расход охлаждающей жидкости, прорыв газов в систему охлаждения, наличие масляной пленки в расширительном бачке системы охлаждения.
  • Осмотр проводится со снятием навесных узлов и агрегатов с двигателя и отсоединением впускных и выпускных коллекторов. Для осмотра в труднодоступных местах применяется гибкое зеркало и эндоскоп. Если при внешнем осмотре недостаток не выявлен, проводят демонтаж и полную разборку двигателя.
  • Осмотром проверяют корпусную деталь и валы двигателя на наличие разрушений и повреждений, вызванным внешним воздействием, при сборке или в процессе ремонта. Если недостаток корпусной детали осмотром снаружи не выявлен, агрегат демонтируют и полностью разбирают. В нормальных условиях эксплуатации корпусные детали агрегатов и валы двигателя в период установленного изготовителем срок службы не должны разрушаться.
  • Для исследования недостатков элементов передней и задней подвески ТС применяют методы:
    • дорожный контроль (пробный заезд);
    • стендовые испытания;
    • визуальный осмотр;
  • Оценка, обоснование и формирование выводов по поставленным вопросам.

 

  • Составление письменного заключения эксперта по форме и содержанию, установленному ст. 25 ФЗ от 31.05.2001г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

 

Критерии выявления недостатков транспортного средства, причин их возникновения и определения их существенности.

Алгоритм решения экспертной задачи в рамках поставленных вопросов предлагает его рассмотрение в контексте с понятийным аппаратом, в сопоставлении результатов документального и органолептического исследования с требованиями законодательства, в том числе с требованиями безопасности дорожного движения и возможности использования транспортного средства по своему целевому назначению.

В настоящей Методике используется термины и определения, изложенные в действующем законодательстве Российской Федерации ; в Постановлении Верховного Суда РФ; в ГОСТах и международных стандартах.

Автомобили (автотранспортное средство) — колесные транспортные средства категорий М I (далее — АТС), предназначенные для перевозки пассажиров и грузов и эксплуатируемые на автомобильных дорогах.

Орган управления — конструктивный элемент транспортного средства, на который воздействует водитель для изменения функционирования транспортного средства или его частей.

Модельный год — определенный изготовителем период времени, в течении которого он не вносит существенных изменений в конструкцию транспортного средства и который не может совпадать с календарным годом по началу, окончанию и продолжительностью, но не превышающий 730 дней.

Модификация — разновидность транспортного средства или компонента, отличающая по конструктивным критериям от других разновидностей, относящихся к этому же типу.

Выпуск в обращение — оформление документа, разрежающего свободное обращение конкретного транспортного средства или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации.

Эксплуатация — стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его приобретения до момента утилизации.

АТС, находящееся в эксплуатации — АТС, прошедшее регистрацию в установленном на территории Российской Федерации порядке и допущенное к эксплуатации.

Эксплуатационная документация — разработанная изготовителем АТС нормативная документация по его эксплуатации, ремонту, техническому и гарантийному обслуживанию

Гарантийный срок — период, в течение которого изготовитель (уполномоченная им организация) при обнаружении в АТС недостатка производственного характера обязан удовлетворить требования потребителя, установленные законодательством РФ.

Безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни и здоровью лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.

Деградационпый отказ — отказ деталей, узла или агрегата АТС, обусловленный естественными процессами старения, изнашивания, коррозии и усталости, и возникший при соблюдении всех установленных правил и (или) норм проектирования, изготовления и эксплуатации.

Деталь гарантированной прочности — деталь, которая не должна разрушаться при нормальной эксплуатации до истечения срока службы АТС. Перечень таких деталей устанавливается действующими нормативно-техническими документами.

Запасная часть — составная часть АТС, предназначенная для замены находящейся в эксплуатации такой же части с целью поддержания или восстановления исправности или работоспособности изделия.

Изготовитель АТС — юридическое лицо, производящее АТС.

Изменение конструкции АТС — исключение предусмотренных или

установка не предусмотренных конструкцией АТС составных частей и предметов оборудования.

Исправное состояние АТС (составной части АТС) — состояние объекта, при котором он соответствует всем требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации.

Неисправное состояние — состояние АТС, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технических условий (ТУ).

Нормальная эксплуатация — эксплуатация АТС в соответствии с правилами, изложенными в эксплуатационной документации изготовителя АТС.

Отказ — событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния АТС.

Узел — сборочная единица АТС, состоящая из нескольких деталей, обладающая возможностью сборки отдельно и способностью выполнять определенную функцию в АТС только совместно с другими составными частями.

Условия эксплуатации — совокупность факторов, воздействующих на АТС при его эксплуатации.

Работоспособное состояние — состояние, при котором значения параметров, характеризующих способность АТС выполнять заданную функцию, соответствуют требованиям нормативной документации.

Ремонт — комплекс технологических операций по восстановлению 1 исправного состояния АТС или его составных частей.

Люфт — зазор между сопряженными поверхностями деталей.

Техническое обслуживание (ТО) — комплекс технологических операций по поддержанию исправного состояния АТС и/или его составных частей в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.

Техническое состояние АТС — совокупность подверженных изменений в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров АТС, определяющая возможности его использования по назначению.

Категория М, — легковые автомобили.

Конструкторская документация — совокупность официально признанных документов, составленных по определенной форме и содержащих предусмотренную информацию, разработанные изготовителем АТС (ТУ, технические проекты АТС, технические описания и т.д.), не предназначенные для передачи потребителям.

Кратеры — крупные макроскопические углубления в покрытии.

Матовые пятна — локальная потеря блеска лакокрасочного покрытия в виде пятен на поверхности кузова.

Вздутие (вспучивание), отслоение лакокрасочного покрытия в виде пузырьков правильной формы — локальная потеря адгезии покрытия к подложке и между слоями.

Меление — разрушение пигментированных лакокрасочных покрытий, сопровождающихся образованием свободных частиц пигмента.

Непрокрас — локальное отсутствие покрытия грунтовкой, не укрытие эмалью, отсутствие полного перекрытия слоев по цвету и т.д.

Органолептическая проверка — проверка, выполняемая экспертом без использования средств измерений.

Отслоение (отслаивание) отдельных слоев лакокрасочного покрытия или покрытия от металла — локальная потеря адгезии между слоями покрытия или к подложке; результат сильной деформации металла полимерных материалов вследствие механического удара.

Шагрень — поверхностный недостаток лакокрасочного покрытия, напоминающий апельсиновую корку.

Опыление — местное попадание краски за границами окрашиваемого методом распыления участка.

Потеки — утолщения лакокрасочного покрытия на окрашиваемой поверхности, образовавшиеся при стекании лакокрасочного материала, сохранившиеся после сушки.

Разнооттеночность — отличие цветовых характеристик на различных участках кузова.

Риски, штрихи — царапины, появляющиеся на окрашенной поверхности.

Сорность — включение посторонних частиц в лакокрасочное покрытие.

Составные части и предметы оборудования АТС — детали, узлы и агрегаты из которых состоит АТС.

Средство технического диагностирования — аппаратура, с помощью которых осуществляется диагностирование АТС.

Ремонт — комплекс технологических операций по восстановлению исправного состояния АТС или его составных частей.

 

Под сроком службы понимают период времени, в течении которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования АТС по назначению и нести ответственность за существенные недостатки. Срок службы устанавливается в годах и/или километрах пробега АТС

В соответствии с п. 10 «Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г. № 720», конструкция транспортного средства с учетом его категории и назначения обеспечивает:

  • эффективное действие тормозной системы;
  • эффективное действие рулевого управления, управляемость и устойчивость;
  • минимизацию травмирующих воздействий на находящихся в транспортном средстве людей и возможность их эвакуации после дорожно-транспортного происшествия;
  • минимизацию физического воздействия на других участников движения;
  • пожарную безопасность;
  • обзорность внешнего пространства для водителя;
  • измерение, регистрацию и ограничение скорости транспортного средства;
  • электробезопасность;
  • защиту транспортного средства от несанкционированного использования;
  • минимизацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также энергетическую эффективность, которая выражается в минимизации потребления топлива транспортными средствами с двигателями внутреннего сгорания и потребления электроэнергии электромобилями;
  • минимизацию внешнего и внутреннего шума;
  • устойчивость к воздействию внешних источников электромагнитного излучения и электромагнитную совместимость;

 

  • безопасное для здоровья состояние микроклимата в кабине водителя и пассажирском помещении и минимизацию содержания вредных веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения транспортного средства;
  • необходимое и достаточное количество, месторасположение, характеристики и действие светотехнических и звуковых сигнальных устройств;
  • необходимое расположение и идентификацию органов управления и средств контроля транспортного средства;
  • соблюдение габаритных и весовых ограничений, определяемых особенностями национальной дорожной сети.

 

Понятие и классификация недостатков (дефектов) транспортного средства

Под недостатком понимают несоответствие АТС обязательным требованиям, предусмотренным законодательством или условиям договора, или целям использования АТС.

Дефектом — является каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонентом) установленным требованиям.

Устранимый недостаток — недостаток, устранение которого технически возможно по ремонтной технологии изготовителя АТС.

Эксплуатационный недостаток — недостаток, возникший по причине, связанной с нарушением установленных правил или условий эксплуатации, и приведший к нарушению исправности или работоспособности АТС, а так же к нарушению целостности лакокрасочного покрытия.

Производственный (заводской) недостаток — недостаток, заложенный на этапе конструирования или возникший по причине, связанной с несовершенством или нарушением установленного процесса изготовления или ремонта АТС и приведший к нарушению его исправности или работоспособности.

К заводскому недостатку может быть отнесено только подтвержденное несоответствие ТС конструктивным и технологическим требованиям изготовителя, требованиям стандартов качества и безопасности ТС.

 

Условия для признания недостатка производственным (заводским)

  • момент возникновения недостатка должен находится в пределах установления срока службы ТС;
  • в конструкции ТС должны отсутствовать изменения, которые бы явились причиной возникновения недостатка;
  • эксплуатация ТС должна быть нормальной, т.е. в соответствии с правилами, установленными эксплуатационной документацией изготовителя, в том числе с соблюдением технологии работ по техническому обслуживанию ТС и ремонту, влияющих на развитие недостатка.

Критерии признания недостатка существенным

Исходя из положения ч. 2 ст. 475 ГКРФ и преамбулы к закону «О защите прав потребителей» под существенным недостатком товара понимают неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или выявляется вновь после устранения, и другие подобные недостатки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.2011г. № 924 — автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования, отнесены к технически сложным товарам (товары, требующим специальных знаний, оформления гарантийных обязательств и прохождения предпродажной подготовки).

Неустранимый недостаток товара — недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется. При этом следует учитывать, что неустранимость должна иметь место из-за отсутствия разработанной изготовителем технологии ремонта.

Недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, — недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.

В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств;

Для определения данного признака следует определить:

  • рыночную стоимость транспортного средства, которая определяется например, по формуле:

Cрын =

где: w — объем пробной выборки;

  • стоимость восстановительного ремонта по устранению недостатков транспортного средства, затратным методом с применением специализированной компьютерной программы «ПС — Комплекс» в виде сметы;
  • определяется утрата товарной стоимости автомобиля, по формуле:

, руб.

где: С — стоимость АМТС на момент повреждения, руб.;

Кутс i — коэффициент УТС по i-му элементу АМТС, ремонтному воздействию, %.

  • сопоставляются полученные величины стоимости;

При равенстве стоимости восстановительного ремонта и рыночной стоимости ТС можно делать вывод о несоразмерности расходов по устранению недостатков.

Недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, — недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, — время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;

В специализированной компьютерной программе «ПС — Комплекс» рассчитывается количество нормо-часов по устранению выявленных недостатков. Названное количество делится на 8 (количество часов в рабочий день). Если полученная цифра будет превышать 45 дней, то можно делать вывод о наличии существенности недостатков по признаку невозможности его устранения без несоразмерной затраты времени.

Недостаток товара, выявленный неоднократно, — различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется;

Здесь следует иметь в виду:

  • недостатки влекут за собой неработоспособное состояние транспортного средства т.е. делают невозможным использовать его по целевому назначению.
  • выявленные недостатки входят в перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация ТС (недоступность использования). Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, в «Приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, в последующих его редакциях.

Недостаток, который проявляется вновь после его устранения, — недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.

Здесь следует иметь в виду, что повторность может иметь место после проведенного ремонта узла, агрегата. В случае же, если имело место замена узла, агрегата, который сломался, то признак повторности отсутствует, поскольку имеет место установка нового узла, агрегата.

В отношении технически сложного товара в качестве недостатка товара по пункту 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей следует понимать различные недостатки товара, на устранение которых в совокупности затрачивается время, приводящее к невозможности использования товара более чем тридцать дней в течение каждого года гарантийного срока.

В случае установления хотя бы одного из вышеперечисленного недостатка можно делать вывод о квалификации выявленных недостатков как существенных.

Определение целесообразности и проведения восстановительного ремонта с технической и экономической точки зрения.

Алгоритм решения экспертной задачи предполагает рассмотрение ее в контексте с понятийным аппаратом, в сопоставлении фактических обстоятельств дела требованиям нормативно-техническим документам.

Под транспортным средством понимают устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов и оборудования, установленного на нем; наземное механическое устройство на колесном ходу, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимают наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Восстановительный ремонт назначается для устранения повреждений транспортного средства, причиной которой было дорожно-транспортное происшествие или повреждения, связанные с эксплуатацией транспортного средства, не позволяющие его эксплуатировать по целевому назначению.

Срок эксплуатации транспортного средства — срок, установленный постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г № 1, на период которого по своим технико-экономическим показателям транспортное средство может безопасно эксплуатироваться.

В соответствии с п. 5.9. РД 37.009.15-98,... в случае, если расчетная величина восстановительного ремонта (ущерба) превышает среднерыночную стоимость АМТС, принимается величина равная средней рыночной стоимости транспортного средства (АМТС).

При сопоставлении величины рыночной стоимости транспортного средства и величину стоимости восстановительного ремонта транспортного средства по приведению его в товарное состояние, отвечающее требованиям безопасности дорожного движения и эксплуатации, эксперт может придти к выводу о экономической нецелесообразности (целесообразности) проведения восстановительного ремонта.

Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94) транспортное средство отнесено к материальным основным фондам (основным средствам).

Классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г № 1 транспортное средство (объект экспертного исследования) отнесено к третьей группе — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009г № 720 под безопасностью транспортного средства понимают состояние характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу, окружающей среде.

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, определен Основными положениями по допуску транспортных средств и эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г № 1090.

Оценивая данные органолептического исследования, в сопоставлении с требованиями нормативно-технических актов, эксперт может прийти к выводу о нецелесообразности , с технической точки зрения, о приведении в товарное состояние транспортного средства, поскольку: -параметры конструкции и технического состояния транспортного средства не будут обеспечивать недопустимость и минимизацию риска причинения вреда жизни и здоровью граждан; — у транспортного средства, исходя из Классификации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002г № 1, окончен срок его полезного использования (срок эксплуатации).

Под списанием понимают отнесение товарных ценностей организации к убыткам, с изъятием их из гражданского оборота и баланса, снятие с балансового учета. Списание применяется к полностью изношенным, вышедшим из строя, средствам производства, в нашем случае транспортным средствам.

Исходя из изношенности транспортного средства, экономической и технической нецелесообразности его восстановления и состояние товарности, обеспечивающей безопасность дорожного движения и эксплуатацию, эксперт может дать рекомендацию Заказчику по списанию транспортного средства (для транспортных средств, находящихся на балансе государственных и муниципальных предприятий).