г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru
г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru
Большое количество экономических преступлений, отсутствие достаточного количества следователей, специализирующихся на расследовании экономических преступлений, сложность расследования таких преступлений, приводит к тому, что экспертам, для производства бухгалтерских и финансово-экономических экспертиз, предоставляется недостаточный объем финансовой документации, вопросы ставятся некорректно, что влечет за собой невозможность проведения исследования и дачи категоричных выводов по поставленным вопросам.
Настоящая методика разработана на основе действующего законодательства, сложившейся судебно-экспертной практики, научных трудов, ранее проведенных экспертизах, в целях повышения качества производства экспертиз.
Целью методики является разработка модели формирования достаточного и необходимого материала для производства бухгалтерских и финансово-экономических экспертиз.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Руководителю российского предприятия сегодня приходится постоянно держать под контролем различные аспекты финансово — хозяйственной деятельности. Финансово-хозяйственная деятельность предприятия отражена в большом количестве документов, содержащих большой объем разнородной информации. Грамотно обработанная и систематизированная она является в определенной степени гарантией эффективного управления производством.
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о проведенных хозяйственных операциях легко прослеживается и сопровождается документами на бумажном носителе информации — распоряжениями, поручениями, счетами и учетными регистрами, журналами-ордерами, карточками учета, журналами учета основных средств, МПЗ и др. Однако, если не брать во внимание умышленные противоправные действия, то все ошибки бухгалтерского учета совершаются либо по небрежности (например, арифметические ошибки), либо из — за незнания особенностей ведения бухгалтерского учета. Такие ошибки практически неизбежны при ручном учете.
Автоматизация бухгалтерского учета на предприятии производится исходя из задач и имеющихся ресурсов предприятия. Возможности систем автоматизации бухгалтерского учета (САБУ) на предприятиях находят практическое применение на предприятиях различного размера, профиля и рода деятельности. При автоматизации бухучета большая часть бумажной работы переносится на компьютер. Это увеличивает эффективность работы бухгалтерии и повышает контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, что в свою очередь увеличивает эффективность управления предприятием, а, следовательно, эффективность его работы.
Автоматизированные бухгалтерские системы вне зависимости от их масштаба, программно-аппаратной платформы и стоимости, при надлежащем их использовании, обеспечивают качественное ведение учета. В функциональном аспекте бухгалтерские системы безошибочно производят арифметические расчеты; обеспечивают подготовку, заполнение, проверку и распечатку первичных и отчетных документов произвольной формы; осуществляют безошибочный перенос данных из одной печатной формы в другую; производят накопление итогов и исчисление процентов произвольной степени сложности; обеспечивают обращение к данным и отчетам за прошлые периоды (ведут архив).
Для того чтобы обеспечить указанные возможности, система имеет единую базу данных по текущему состоянию бухгалтерского учета на предприятии и архивным материалам, любые сведения из которой могут быть легко получены по запросу пользователя. В зависимости от особенностей учета на предприятии базы данных могут иметь различную структуру, но в обязательном порядке должны соответствовать структуре принятого в соответствии с учетной политикой плана счетов, задающего основные параметры настройки системы на конкретную учетную деятельность. Модули системы, обеспечивающие проведение расчетов, суммирование итогов и начисление процентов, постоянно обновляются и используют расчетные нормативы, которые приняты в текущее время.
Надежность системы в компьютерном плане означает защищенность ее от случайных сбоев и в некоторых случаях от умышленной порчи данных. Современные персональные компьютеры являются достаточно открытыми, поэтому нельзя достоверно гарантировать защиту данных чисто на физическом уровне. Важно, чтобы после сбоя разрушенную базу данных можно было легко восстановить, а работу системы возобновить в кратчайшие сроки. Современные бухгалтерские системы отвечают этим требованиям.
Порядок и сроки хранения документов бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» определены в статье 29:
п.2. Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
п.3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.
Для сохранения информации базы данных САБУ создается рабочая копия электронной базы данных - копия контрольного экземпляра электронной базы данных, предназначенная для использования в автоматизированных системах и программных комплексах по состоянию на дату последнего дня отчетного периода – закрытие периода, которая в дальнейшем может использоваться в случаях, установленных Российским законодательством.
В неавтоматизированной системе ведения бухгалтерского учета обработка данных о проведенных хозяйственных операциях легко прослеживается и сопровождается документами на бумажном носителе информации – первичными документами и учетными регистрами, журналами-ордерами, карточками учета, журналами учета основных средств, МПЗ и другими взаимоувязанными между собой бухгалтерскими формами учета. Аналогичные документы используются и в компьютерной системе, но во многих случаях они существуют только в электронной форме. Более того, основные учетные документы (бухгалтерские книги и журналы) в компьютерной системе бухгалтерского учета представляют собой файлы данных, прочитать или изменить которые без компьютера не возможно.
Компьютерная система включает в себя следующие элементы.
2. Программные средства.
а) Системные программы. К этим программам, выполняющим общие функции, обычно относят операционные системы, которые управляют аппаратными средствами и распределяют их ресурсы для максимально эффективного использования, системы управления базами данных (СУБД), обеспечивающие выполнение стандартных функций по обработке данных, и сервисные программы, которые выполняют в компьютере основные операции, например сортировку записей. Системные программы обычно разрабатывают поставщики аппаратных средств или фирмы, специализирующиеся в области программного обеспечения, и модифицируют с учетом индивидуальных требований.
б) Прикладные ( пользовательские ) программы - это наборы машинных команд для обработки данных, которые организация--пользователь разрабатывает самостоятельно или приобретает у внешнего поставщика.
3. Документация - описание системы и структуры управления применительно к вводу, обработке и выводу данных, обработке сообщений, логическим и другим командам.
снабжают программами, эксплуатируют и контролируют систему обработки данных.
5. Данные - сведения о хозяйственных операциях и другая необходимая информация, которую вводят, хранят и обрабатывают в системе.
6.Процедуры контроля – процедуры, обеспечивающие существующую запись операций, предупреждающие или регистрирующие ошибки.
Наиболее распространенные в России системы автоматизации бухучета: 1C Бухгалтерия; Aubi; СуперМенеджер; Инфо Бухгалтер; Бухгалтер ФОЛИО; Инфин Бухгалтерия; Abacus; БОСС; БЭСТ; АККОРД и другие.
Используемые научные методы:
Метод судебно-бухгалтерской экспертизы — это совокупность методических приемов, применяемых экспертом-бухгалтером при экспертном исследовании хозяйственных операций, отображенных в бухгалтерском учете хозяйствующего субъекта.
При подготовке материалов для производства названных видов экспертиз необходимо применять следующие общенаучные методы исследования:
Конкретные научные методы судебно-бухгалтерской экспертизы — это специфические методы экспертного исследования, разработанные на основе достижений практики, а также развития экономической и юридической наук. Их можно объединить в три группы:
Экономический анализ — система научных приемов, используемых в судебно-бухгалтерской экспертизе для выявления причинных связей, обусловивших конфликтные ситуации в хозяйственных операциях и процессах, которые стали объектами расследования правоохранительными органами.
Судебно-бухгалтерская экспертиза использует методические приемы экономического анализа для выявления фактов приписок производства и реализации продукции по документам бухгалтерской отчетности.
Аналитические расчеты — совокупность экспертных процедур, основанных на применении логики предвидения в совершенных финансово-хозяйственных операциях, которые необходимо восстановить определенной системой взаимосвязанных расчетов, основанных на расчетно-аналитических и документальных методических приемах исследования.
Аналитические расчеты применяются в тех случаях, когда необходимо восстановить учет по количественным показателям.
Статистические расчеты — приемы, с помощью которых судебно-бухгалтерская экспертиза может определить качественные и количественные характеристики исследуемых хозяйственных операций и процессов, не содержащихся непосредственно в исходной экономической информации (бухгалтерском балансе, расчетных ведомостях на заработную плату и т.п.). Применяются они при необходимости произвести уточнения приближенных величин, перейти от одних величин к более точным характеристикам количественных связей и отношений.
Статистические расчеты помогают судебно-бухгалтерской экспертизе обосновать рабочие гипотезы и направить на их доказательство исследования с применением документальных методических приемов, чтобы определить конкретных лиц, ответственных за разного рода злоупотребления и причиненные предприятию убытки.
Экономико-математические методы применяются в судебно- бухгалтерской экспертизе при установлении факторов, влияющих на результаты хозяйственной деятельности, с тем, чтобы учесть их на стадии исследования общих результатов работы предприятия. Применяются эти методы в случаях, когда другими способами определить взаимосвязь факторов трудно.
Обобщение и реализация результатов экспертизы включает сводку, классификацию, систематизированное изложение результатов в заключение эксперта, изучение заинтересованными лицами этих заключений, оценку и реализацию следствием и судом ее результатов, назначение повторных или дополнительных экспертиз.
Таким образом, метод судебно-бухгалтерской экспертизы — это совокупность методических приемов, которые применяются с помощью специальных процедур при экспертном исследовании хозяйственных операций, отображенных в бухгалтерском учете.
Специальные приемы судебно-бухгалтерской экспертизы.
Методы проверки документов — это приемы исследования документальных данных, применяемые экспертом с целью установления их доброкачественности или обнаружения различных несоответствий в учетном процессе.
Методы документальной проверки документов подразделяются следующим образом.
I. Проверка отдельного документа.
Формальная проверка — это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление его реквизитов.
Нормативная проверка — содержание отдельного документа предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим (действовавшим) на момент составления документа законам, ведомственным нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТ, ТУ, нормам расхода сырья и т.п., а также целесообразности отраженной в нем хозяйственной операции.
Арифметическая проверка отдельного документа заключается в проверке правильности итоговых числовых показателей по горизонтальным строкам и вертикальным графам.
II. Проверка взаимосвязанных документов.
Встречная проверка — это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа или его частей.
Данный метод эффективен в двух случаях:
когда преступники уничтожили один экземпляр документа или его часть, а другие экземпляры сохранились;
когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров или частей одного и того же документа.
Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
Основные задачи, решаемые применением метода взаимного контроля:
определение круга участников преступления;
выявление подложных документов;
моделирование утраченного или искаженного документа.
Основные приемы взаимного контроля.
III. Проверка документов, отображающих однородные операции.
Восстановление учетных записей по документам.
Случаи применения метода восстановления учетных записей по документам:
Восстановление количественно-суммового учета применяется в отдельных организациях, где все приходные и расходные операции с материальными ценностями оформляются первичными документами, но вторичный бухгалтерский учет ведется лишь в суммарном денежном выражении. Отсутствие количественно-суммового бухучета, т.е. учета движения товаров в количественном и денежном выражении по некоторым названиям и сортам, способствует сокрытию злоупотреблений, но общая сумма стоимости товаров подгоняется под действительную.
Контрольное сличение остатков заключается в том, что данные об остатке товара по инвентаризационной описи на конец проверяемого инвентаризационного периода сопоставляются с итоговыми данными о движении этого товара за весь период, начиная от предыдущей инвентаризации.
количество проверяемого товара на начало периода по инвентаризационной описи (или акту передачи смены);
документированный приход этого же товара за инвентаризационный период;
документированный расход этого же товара за инвентаризационный период;
количество проверяемого товара по описи на конец периода.
Суть метода заключается в том, что на основе имеющихся документов об изготовлении и расходовании (сбыте, реализации) продукции того или иного вида определяется общее количество сырья и материалов на изготовление всего количества изделий.
Используемая нормативная и методическая литература.
Ведение бухучета и составление отчетности осуществляется в соответствии с нормативными и методическими документами. В зависимости от назначения и статуса их можно представить в виде следующей системы:
первый уровень — законодательные акты, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, прямо или косвенно регламентирующие организацию и ведение бухучета в организации;
второй уровень — стандарты (положения) по бухучету и отчетности;
третий уровень — методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, приказы, письма Минфина России и других служб;
четвертый уровень — локальные нормативные документы организации по бухучету и отчетности.
Основополагающим для бухгалтерского учета и основным актом первого уровня является Федеральный Закон о бухгалтерском учете. В нем определены правовые основы бухучета, его содержание, принципы, организация, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухучет и предоставлять финансовую отчетность.
К первому уровню системы также относятся Гражданский Кодекс, Трудовой Кодекс, Налоговый Кодекс, Таможенный Кодекс, Федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЭ, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 и др.
Учетные стандарты, в Российском бухучете — положения по бухгалтерскому учету ПБУ, можно определить как свод основных правил, устанавливающий порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Положения призваны конкретизировать Закон о бухучете. Они разработаны на основе международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Каждое положение по бухучету обычно включает следующие элементы:
общие положения — указывается сфера применения соответствующего ПБУ и условия признания соответствующего объекта учета;
определения — основные определения и понятия по соответствующему объекту учета;
оценка — указываются различные виды применяемых оценок по объекту;
порядок учета — описывается порядок учета наличия и изменения соответствующего объекта учета;
раскрытие информации — указывается состав информации, подлежащий раскрытию в составе информации по учетной политике и в бухгалтерской отчетности.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин России.
Методические указания, инструкции, рекомендации, приказы, письма в системе нормативного регулирования бухучета относятся к документам третьего уровня. Они призваны конкретизировать основные положения, изложенные в нормативных документах первого и второго уровней, т.е. в Законе о бухучете и положениях по бухучету.
Нормативные документы третьего уровня разрабатываются различными министерствами и службами. К ним, например, относятся: Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49), по бухучету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н), по бухучету материально-производственных запасов (утверждены приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н), Положения о безналичных расчетах в РФ, утвержденные постановлением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П, о документах и документообороте в бухучете, утвержденные приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105.
В практической деятельности бухгалтерских служб первостепенное значение придается Плану счетов бухучета финансово- хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
План счетов относится к нормативным документам третьего уровня. Он представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности в бухучете. В нем приведены названия и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).
Инструкция по применению Плана счетов бухучета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухучета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов.
План счетов является единым и обязательным к применению в организациях всех отраслей экономики и видов деятельности (кроме банков и бюджетных учреждений) независимо от подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы, ведущих учет методом двойной записи.
В едином Плане счетов счета сгруппированы в разделы. Отдельно выделены забалансовые счета. Основой группировки счетов по разделам являются экономические особенности учитываемых объектов — в каждом разделе отражены экономически однородные виды имущества, обязательств и хозяйственных операций. Разделы расположены в определенной последовательности в соответствии с характером участия имущества в его кругообороте.
Нормативные документы самой организации определяют особенности организации и ведения бухучета в ней. В системе нормативного регулирования бухучета локальные документы конкретной организации относят к четвертой группе.
Основными локальными документами организации являются:
устав организации;
учетная политика организации;
формы первичных учетных документов, бухгалтерских и налоговых регистров;
графики документооборота;
рабочий план счетов бухучета;
формы внутренней отчетности;
положение об инвентаризации имущества и обязательств;
коллективный договор;
правила внутреннего трудового распорядка;
положения об оплате труда, премировании;
должностные инструкции.
При проведении судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт-бухгалтер руководствуется нормативными документами в области бухучета, отчетности и налогообложения, соблюдая принцип объективности. Выводы эксперта должны базироваться на нормативных документах, действующих в исследуемом периоде (например, эксперт анализирует деятельность организации за 2005 г., следовательно, он должен использовать нормативные акты, действовавшие в 2005 году).
В своей работе эксперт-бухгалтер для правильного и законного рассмотрения поставленных перед экспертом вопросов использует нормативную и методическую литературу:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» №73-ФЗ от 31 мая 2001г.
Инструкция по производству судебных экспертиз в государственных экспертных учреждения системы министерства юстиции РФ. Приложение к приказу №347 Министра Юстиции РФ 20.12.2002г.
Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Приказ Министра юстиции РФ от 20.12.2002г №346.
Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Утв. Приказом МВД России от 29 июня 2005 г. № 511.
Гражданский кодекс Российской Федерации, действующий с 1 февраля 2003 г.
Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР от 11 июня 1964ч.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. № 70-ФЗ (изм. от 3 февраля 1998 г.).
Уголовный кодекс Российской Федерации, утвержден Федеральным законом от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ.
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа № 118-ФЗ;
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 29.11.96г.
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций"
Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.08.1998 N 1598).
О первичных учетных документах: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997г. №3835;
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
Письмо ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" (вместе с "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации", утв. ЦБ РФ 22.09.1993 N 40)
Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П)
Постановление правительства РФ №470 от 23.07.2007г. «Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»
Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утверждены Минфином России 30.08.1993 N 104
Приказ Минфина РФ от 28.12.2001г. №119н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально –производственных запасов»
Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49.
Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ):
"Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 16.07.2012 N 385-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.09.2012 N 25350).
"Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 24.04.2008 N 318-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11751).
Приказ Минфина РФ от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета" (вместе с "Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета")
Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24.04.2008 за № 318-П (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 N 11751);
Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности» от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ.
Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Минфин СССР от 29 июля 1983 г. № 105.
Объекты исследования.
Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы включают в себя документы, отображающие следы правонарушения в сфере экономики и экономической деятельности. Эти следы сохраняются в документах, на основании которых осуществляется и в которых обобщается использование предмета преступных посягательств.
В судебно-бухгалтерской экспертизе исследуются содержащиеся в доказательствах исходные данные, относящиеся к предмету экспертизы. Обязательным условием достоверности заключения эксперта является исследование объектов, которые являются доказательствами в данном деле.
Судебный эксперт-бухгалтер изучает вещественные доказательства, предоставленные в его распоряжение, преобразует полученные из этого источника доказательства и сам становится источником нового доказательства — заключения эксперта-бухгалтера.
Объекты экспертизы — это закрепленные в материалах дела и предусмотренные процессуальным законодательством источники информации; в их числе главная роль принадлежит вещественным доказательствам, вещной обстановке места происшествия, образцам для сравнительного экспертного исследования.
Общее понятие объектов судебно-бухгалтерской экспертизы сформулировано в Инструкции о производстве судебно-бухгалтерских экспертиз в экспертных учреждениях системы Министерства юстиции СССР.
В соответствии с п. 5 данной Инструкции объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для дачи заключения. В процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых, свидетелей и в других материалах дела, если эти сведения представляются в качестве исходных данных и использование их связано с исследованием бухгалтерских документов.
Принято выделять конкретные виды возможных объектов исследования, а именно:
а) первичные (требования, наряды на отпуск материальных ценностей, банковские поручения, приходные, расходные и кассовые ордера, накладные, пропуска на вывоз продукции, транспортные документы, акты на списание товарных потерь, переоценку товара, разборку ремонтируемых объектов, платежные ведомости, поручения, квитанции и др.);
б) сводные (заборные книжки, группировочные ведомости, накопительные и группировочные таблицы, лицевые счета, ордера и т.д.);
в) материалы механизированного учета (магнитные носители, машинограммы, табуляграммы, журналы сдачи и приемки документов на механизированный учет, журналы контрольных чисел и т.д.).
Могут быть представлены иные материалы, необходимые для производства судебно-бухгалтерской экспертизы: заключения аудиторов, акты ревизий, решения по ним вышестоящих органов, справки и уведомления о действиях с ценностями, заключения иных судебных экспертиз (компьютерно-технической, товароведческой, строительно-технической, технологической и т.д.), относящиеся к предмету экспертизы сведения из показаний истцов и ответчиков, свидетелей и т.д.
Для осуществления отбора необходимых исходных данных, предоставляемых на экспертизу, необходимо изучить организацию документооборота, бухгалтерского, оперативно-производственного и других видов учета на предприятии. Особое значение при этом имеет содержание приказа об организации учетной политики, поскольку именно он определяет основные правила организации учета.
В связи с широким использованием для ведения бухгалтерского учета новых информационных технологий, в частности специализированных систем и баз данных, объектами судебно-бухгалтерской экспертизы могут быть документы не только на бумажных, но и на магнитных носителях, например в тех случаях, когда на них представляется бухгалтерская отчетность. Документ должен быть записан на магнитном носителе, изготовленном в соответствии с требованиями технического регламента, и закодирован согласно общегосударственному классификатору технико-экономической информации. Он может использоваться без распечатки на бумаге, если точно соблюден установленный технологический режим записи. (Письмо Банка России от 25 марта 1996 г. N 30112-15/340 "О представлении отчетности на магнитных носителях").
В целях выявления скрытой компьютерной информации при ведении бухгалтерского учета с помощью информационных технологий может быть назначена комплексная судебно-бухгалтерская и судебная компьютерно-техническая экспертиза.
Таким образом, объекты судебно-бухгалтерской экспертизы можно определить как предметы материального мира, подлежащие экспертному исследованию в целях установления фактов, входящих в предмет экспертизы. Представленные материалы, вовлеченные в процесс, получают статус вещественных или письменных доказательств.
Общие принципы методики.
Процесс подготовки дела для производства экспертизы определяет последовательность действий следователя или суда.
Судебно-бухгалтерская экспертиза — это экономическое исследование конфликтных ситуаций в хозяйственной деятельности, которые стали объектами расследования правоохранительными органами.
Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет свой предмет и объект.
Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются хозяйственные операции и достоверность их отражения в системе бухгалтерского учета и отчетности, которые стали объектами расследования и судебного рассмотрения правоохранительными органами и требуют специальных познаний эксперта-бухгалтера для установления истины.
Формирование предмета судебной экспертизы при ее назначении предполагает правильную и точную постановку вопросов перед экспертом, а формирование объекта связано с выявлением, собиранием и предоставлением эксперту материалов и необходимых документов для исследования.
Окончательно круг вопросов, задаваемых эксперту, формулируется судом в определении либо в постановлении лица, производящего дознание, — следователя, прокурора, которые выносятся с соблюдением процессуальных требований.
Прежде чем сформулировать конкретные вопросы эксперту, следует четко уяснить, какая сфера специальных знаний необходима при рассмотрении данного дела, какой вид экспертизы следует использовать и каков ее частный предмет. Правильная постановка вопросов эксперту — центральная и наиболее важная часть постановления уполномоченных лиц и определения судьи о назначении экспертизы.
Вопросы, формулируемые в постановлении (определении) о назначении экспертизы, должны отражать частный предмет экспертизы; они составляют содержание экспертного задания. При этом надо иметь в виду, что к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы также относятся:
результат предпринимательской деятельности, не отраженный в первичных документах, бухгалтерском учете и отчетности или, иначе говоря, неконтролируемый доход, включая неуплаченные государству налоги и обязательные платежи;
часть результата предпринимательской деятельности, соответствующая ущербу для собственников доходов и для государства в сфере экономики, говоря другими словами, присвоенные, растраченные или сокрытые доходы от продаж, включая неуплаченные государству налоги и обязательные платежи.
Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Необходимость в судебно-бухгалтерской экспертизе возникает при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел о присвоениях, должностных преступлениях, а также по гражданским делам, когда возникает потребность проанализировать данные о финансово-хозяйственных операциях, отраженных в бухгалтерском учете. В процессе производства экспертиз этого рода анализируется производственная и финансово-хозяйственная деятельность предприятий с различными формами собственности, которые допустили убытки, потери, присвоения товарно-материальных ценностей, бесхозяйственность, и определяются суммы материальной ответственности за причиненный материальный ущерб. Судебно-бухгалтерская экспертиза разрешает вопросы диагностического характера, круг которых весьма широк. В зависимости от решаемых задач эти вопросы подразделяют на несколько групп:
I. Выявление учетных несоответствий, их величины, механизма их образования, его влияния на показатели финансово-хозяйственной деятельности, отклонений от правил ведения учета и отчетности.
II. Установление обстоятельств, связанных с отражением в бухгалтерских документах операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей, поступления и расходования денежных средств.
III. Определение соответствия порядка учета требованиям специальных правил, обстоятельств, затрудняющих объективное ведение бухгалтерской отчетности.
Перечень документов, необходимый для производства судебно-бухгалтерской экспертизы:
В связи с широким использованием для ведения бухгалтерского учета новых информационных технологий, в частности специализированных систем и баз данных, объектами судебно-бухгалтерской экспертизы могут быть документы не только на бумажных, но и на магнитных носителях. Общеотраслевыми указаниями закреплен порядок придания юридической силы бухгалтерским документам на магнитных носителях, которые создаются при эксплуатации средств компьютерной техники. Документ должен быть записан на магнитном носителе, изготовленном в соответствии с требованиями технического регламента, и закодирован согласно общегосударственному классификатору технико-экономической информации. Он может использоваться без распечатки на бумаге, если точно соблюден установленный технологический режим записи.
(Письмо Банка России от 25 марта 1996 г. N 30112-15/340 "О представлении отчетности на магнитных носителях").
В целях выявления скрытой компьютерной информации при ведении бухгалтерского учета с помощью информационных технологий может быть назначена комплексная судебно-бухгалтерская и судебная компьютерно-техническая экспертиза.
Судебная финансово-экономическая экспертиза назначается для решения задач, касающихся финансовой деятельности организаций, определения их финансового состояния, соблюдения законодательных актов, регулирующих их финансовые отношения с государственным бюджетом (определение размера неправомерно полученных доходов в результате несоблюдения правил совершения финансовых операций, скрытой от государства прибыли, необоснованных отчислений в денежные фонды и т.д.), выполнения договорных обязательств, распределения и выплаты дивидендов, операций с ценными бумагами, инвестициями и прочее.
Судебная финансово-экономическая экспертиза позволяет разрешать следующие диагностические задачи:
Типичными вопросами диагностического характера являются следующие:
Перечень документов, необходимый для производства финансово-экономической экспертизы во многом схож с перечнем документов, необходимых для производства судебно-бухгалтерских экспертиз и включают в первую очередь документацию, дающую представление о финансово-кредитной деятельности организации (предприятия), те документы, которые отражают затраты и финансовые результаты ее деятельности, финансовые источники и направления их использования. К ним относятся договоры между предприятиями и организациями различных форм собственности и приложения к ним, такие накопительные документы бухгалтерского учета, как журналы-ордера (мемориальные ордера), ведомости и другие регистры, главная книга, или книга регистрации хозяйственных операций, а также баланс предприятия и приложения к нему, включая отчет о финансовых результатах и их использовании.
Направляемые на экспертизу материалы должны быть отобраны с такой полнотой, которая обеспечивает комплексное представление системы данных, отражающих балансовые взаимосвязи оборотов по счетам.
При отсутствии регистров бухгалтерского учета (главной книги, а также журналов-ордеров) для экспертного исследования могут быть направлены данные соответствующим образом подобранных первичных документов. Например, платежные поручения должны быть сгруппированы в хронологической последовательности с приложением счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других документов. Выписки банка должны соответствовать балансовым данным и регистрам учета самого банка и т.д.
Экспертный анализ балансовых взаимосвязей операций, отражаемых на счетах бухгалтерского учета, нередко позволяет устанавливать данные, свидетельствующие о недостоверности первичных документов, удостоверяющих совершение этих операций. При изучении итоговых показателей деятельности организации (предприятия) финансово-экономическая экспертиза в отличие от судебно-бухгалтерской производит анализ не процесса их формирования, а содержания, таких показателей, как себестоимость, уровень рентабельности, прибыль, структура показателей и их противоречий.
Изъятие бухгалтерских документов работниками правоохранительных органов.
В практической деятельности часто возникает необходимость в получении бухгалтерских и иных документов, которое осуществляется путем их изъятия.
Изъятие представляет собой принудительное лишение организаций, предприятий и учреждений независимо от формы собственности возможности пользоваться и распоряжаться бухгалтерскими документами.
Три этапа изъятия бухгалтерских документов.
Первый этап состоит из комплекса организационных мероприятий, обеспечивающих дальнейшую реализацию решения об изъятии бухгалтерских документов.
Второй этап предусматривает совокупность действий, направленных на внешний осмотр и непосредственное изучение необходимых документов, которым завершается составление документа об изъятии или выемке документов.
В соответствии с ч. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
С разрешения и в присутствии представителей органов, производящих изъятие, должностные лица имеют право также дооформить документы, прошить их, пронумеровать, опечатать, сделать опись и т.д.
Лица, допускаемые к документам, содержащим коммерческую и банковскую тайну, либо изымаемые их, должны дать соответствующие письменные обязательства в отношении их защиты.
Поскольку для ведения бухучета и отчетности в настоящее время используются компьютерные программы, может потребоваться обыск и выемка компьютерных средств и систем, содержащих данные бухгалтерской отчетности. В этом случае необходимо присутствие специалиста в области компьютерных технологий, поскольку неквалифицированные манипуляции с компьютерной техникой могут привести к уничтожению ценной доказательственной информации.
Третий этап предусматривает упаковку изъятых документов, их доставку и хранение до принятия решения по материалам проверки.
Доставка документов осуществляется в условиях, исключающих их утрату, а также повреждение.
Хранение бухгалтерских документов производится в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц. Для хранения могут использоваться сейфы, металлические шкафы, специальные помещения и др.
В случаях пропажи или повреждения бухгалтерских документов приказом руководителя организации, изъявшей документы, назначается комиссия по расследованию причин данного события.
Документация — это способ оформления хозяйственных операций с помощью документов в момент их совершения.
Согласно бухгалтерским нормативам все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, должны оформляться оправдательными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Документы как носители юридически значимой информации имеют важное материально-правовое (содержательное) и процессуальное значение для правоприменения.
Все процессуальное производство может быть представлено в виде процедуры обнаружения, предоставления, оценки и использования одних документов и продуцирования на их основе других юридически значимых (процессуальных) документов.
Документация — основная отличительная особенность бухгалтерского учета. Основные правила документирования и документооборота в силу их важности и обязательности определены нормативно. Документ (лат. documentum — свидетельство, доказательство) — это письменное свидетельство совершенной хозяйственной операции; без документа не может быть произведено ни одной записи на бухгалтерские счета. Поэтому документ наделяет юридической силой учетные данные, выступает ценным источником доказательств (в том числе вещественным доказательством) по делам об экономических преступлениях, хищениях имущества, злоупотреблениях, взяточничестве, арбитражных спорах и т.п.
Документ о совершенной хозяйственной операции должен быть составлен во время или сразу по окончании хозяйственной операции, в установленной форме, содержать необходимые реквизиты и отражать действительные и только законные операции.
Реквизитами документа, с помощью которых обеспечивается его юридическая сила, называют обязательные информационные элементы.
Реквизиты документов бухгалтерского учета утверждены нормативно (в частности, приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации»; приказом Минфина России от 02 июля 2010г. № 66н «О формах бухгалтерской отчетности» и др.).
К реквизитам, являющимся обязательными для любого документа, относятся:
название документа (накладная, акт, счет-фактура и т.д.);
наименование и адрес организации, составившей документ;
указание участников совершенной хозяйственной операции;
место и дата составления документа;
содержание хозяйственной операции;
измерители хозяйственной операции;
подписи лиц, совершивших хозяйственную операцию.
Основными частями учетного документа являются: заголовочная, содержательная, оформляющая.
Заголовочная часть должна содержать реквизиты, дающие полные и четкие представления о виде и характере документа.
Содержательная часть может быть оформлена в виде таблицы или текста.
Оформляющая часть документа обычно содержит: дату составления, подписи и утверждения документа; наименования должностных лиц, подписавших документ, личные подписи и их расшифровку; соответствующие печати.
Многочисленные бухгалтерские документы классифицируются по различным основаниям:
распорядительные — содержащие задания на выполнение определенных хозяйственных операций (например, наряд на работу, чек банку и т.д.);
исполнительные — в них отражаются совершенные хозяйственные операции (например, накладные, раздаточно- сдаточные ведомости, акты, квитанции и т.д.);
комбинированные — в них содержатся задание и данные об исполнении;
документы учетного оформления — распределительные и группировочные ведомости, справки, мемориальные ордера; они составляются в бухгалтерии на основании первичных документов для подготовки и упрощения учетных записей в регистрах;
документы вспомогательного характера — сводные ведомости, доверенности, сопроводительные и упаковочные листы, раскладки, ярлыки, описи материальных средств, извещения, донесения и т.д.;
денежные документы оформляют операции по наличным и безналичным денежным средствам (приходные и расходные кассовые ордера, платежные поручения, банковские чеки и т.д.);
материальные документы оформляют движение материальных ценностей (приходный ордер, лимитная карта и т.д.);
расчетные документы оформляют расчеты между предприятиями, организациями и лицами (платежное поручение, платежное требование, счет-фактура и т.д.);
внутренние (состаренные на данном предприятии, учреждении);
внешние (поступившие из других организаций);
первичные (непосредственно отражающие совершенную операцию);
вторичные (сводные) — объединяющие несколько операций, отраженных в нескольких первичных документах (например, авансовый отчет, отчет кассира, завскладом и т.д.);
разовые — в них одним рабочим приемом оформляется один или несколько хозяйственных процессов — это накладная, фактура, раздаточная ведомость;
накопительные — документы, в которых совершенные хозяйственные операции оформляются в несколько приемов, постепенно (например, лимитная карта на отпуск материальных средств и т.д.);
вручную — без средств механизации;
механизированным способом,
автоматизированным способом;
обычные (бумажные);
технические (безбумажные, машиночитаемые);
полноценные (доброкачественные);
неполноценные (недоброкачественные).
Полноценные документы должны полностью отвечать требованиям, изложенным выше (реквизитам).
Документы, в которых отсутствует хотя бы одно из предъявляемых требований, признаются неполноценными. Правоохранительным органам и судам следует обращать на них особое внимание.
В целях более тщательного изучения и анализа неполноценные документы подразделяются на следующие группы и виды:
Такие документы называются подложными. Подложные документы делятся на три вида:
фальсифицированные (материальный подлог);
комбинированные (интеллектуальный и материальный подлог);
содержащие заведомо ложные сведения (интеллектуальный подлог). «ч
Подложные документы в силу ст. 81 нового УПК РФ являются вещественными доказательствами, так как сохраняют на себе следы преступления или служили орудием преступления либо на них были направлены преступные действия.
Виды (категории) бухгалтерских документов, порядок их составления и вопросы, относящиеся к документообороту, регулируются Законом № 402-ФЗ, Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105, действующим в части, не противоречащей российскому законодательству, и некоторыми другими нормативными актами.
Бухгалтерские документы, в зависимости от их происхождения и содержания заключенной в них информации, делятся на три категории:
первичные учетные документы (ст. 9 Федерального Закона «О бухгалтерском учете»).
регистры бухгалтерского учета (ст. 10 Федерального Закона «О бухгалтерском учете»).
документы бухгалтерской отчетности (ст. 13 Федерального Закона «О бухгалтерском учете»)
Круг вопросов, задаваемых эксперту, формулируется судом в определении либо в постановлении лица, производящего дознание, — следователя, прокурора, которые выносятся с соблюдением процессуальных требований.
Судебная экспертиза — процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и подготовки заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы:
для ее проведения требуются специальные познания в области бухгалтерского учета и смежных дисциплин (экономический анализ хозяйственной деятельности, налогообложение, финансы, аудит и др.);
объектом расследования и судебного разбирательства являются хозяйственные операции, получившие отражение в документах или в учетных регистрах.
Судебно-бухгалтерская экспертиза может назначаться на предварительном следствии, в суде. Чаще она назначается при расследовании уголовных дел, в ходе которого следователь или лицо, ведущее дознание, должны обнаружить правонарушение и на основании собранных по делу доказательств установить виновных лиц и определить сумму причиненного ими ущерба предприятиям или предпринимателям. Надобность в судебно-бухгалтерской экспертизе возникает в связи с необходимостью специальных познаний в отрасли бухгалтерского учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, всестороннего и объективного исследования фактических обстоятельств дела. От своевременного и правильного проведения экспертизы зависит завершение расследования дел в установленные сроки.
Соблюдение норм криминально-процессуального законодательства при назначении и проведении судебно-бухгалтерской экспертизы, правильное использование следователем данных экспертизы содействуют раскрытию преступления, установлению действительных размеров причиненного ущерба и их взысканию с виновных, принятию необходимых профилактических мероприятий по сохранности собственности. Вопрос о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы решается следователем в каждом отдельном случае в зависимости от обстоятельств дела.
Судебно-бухгалтерские экспертизы назначаются в следующих случаях:
С помощью судебно-бухгалтерской экспертизы можно:
От того, насколько правильно поставлены вопросы на решение экспертизы, зависят полнота исследования и соблюдение сроков проведения экспертизы.
При постановке вопросов на решение экспертизы правоохранительным органам следует придерживаться таких требований:
В постановлении о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы следователь обязан четко указать, какие материалы предоставляются в распоряжение эксперта. Содержание материалов, период, за который они изымаются из архивов предприятия, их количество определяются особенностью объекта исследования экспертизой.
На стадии подготовки судебно-бухгалтерской экспертизы эксперт-бухгалтер может давать консультации следственным органам о полноте сбора документов для экспертного исследования, но он не должен выполнять какие-либо процессуальные действия. В противном случае он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством будет лишен права вести по данному делу экспертизу.
Экспертиза по определению признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
В силу п.3 ст. 50 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, а также при рассмотрении дела о банкротстве для решения вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд вправе назначить экспертизу, в том числе по своей инициативе.
Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица либо индивидуальным предпринимателем действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица или индивидуального предпринимателя в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб.
Фиктивное банкротство, то есть заведомо ложное публичное объявление руководителем или учредителем (участником) юридического лица о несостоятельности данного юридического лица, а равно индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности, если это деяние причинило крупный ущерб.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве, кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о назначении экспертизы в целях выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Ответственность за преднамеренное банкротство и неправомерные действия при банкротстве установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. ст. 195 и 196) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 14.12, 14.13).
Вопросы, выносимые на разрешение эксперта.
Необходимые документы (объекты исследования) для производства экспертизы по определению признаков преднамеренного или фиктивного банкротства.
Механизм выявления признаков преднамеренного или фиктивного банкротства установлен Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 855. Данное Постановление устанавливает порядок определения признаков преднамеренного (раздел II, п.п.5–7) и фиктивного (раздел III, п.п.11-13) банкротства.
Выявление признаков преднамеренного банкротства осуществляется в 2 этапа.
На первом этапе проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае установления на первом этапе существенного ухудшения значений 2 и более коэффициентов проводится второй этап выявления признаков преднамеренного банкротства должника, который заключается в анализе сделок должника и действий органов управления должника за исследуемый период, которые могли быть причиной такого ухудшения.
Под существенным ухудшением значений коэффициентов понимается такое снижение их значений за какой-либо квартальный период, при котором темп их снижения превышает средний темп снижения значений данных показателей в исследуемый период.
В случае если на первом этапе выявления признаков преднамеренного банкротства не определены периоды, в течение которых имело место существенное ухудшение 2 и более коэффициентов, арбитражный управляющий проводит анализ сделок должника за весь исследуемый период.
Определение признаков фиктивного банкротства производится в случае возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению должника.
Для установления наличия (отсутствия) признаков фиктивного банкротства проводится анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражными управляющими финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В случае если анализ значений и динамики коэффициента абсолютной ликвидности, коэффициента текущей ликвидности, показателя обеспеченности обязательств должника его активами, а также степени платежеспособности по текущим обязательствам должника указывает на наличие у должника возможности удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) об уплате обязательных платежей без существенного осложнения или прекращения хозяйственной деятельности, делается вывод о наличии признаков фиктивного банкротства должника.
В случае если анализ значений и динамики соответствующих коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, указывает на отсутствие у должника возможности рассчитаться по своим обязательствам, делается вывод об отсутствии признаков фиктивного банкротства должника.
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" ст. 70. анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
В соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Правительство Российской Федерации утвердило Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.06.2003 N 367
"Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа" п. 4. Финансовый анализ проводится на основании:
а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков;
б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций;
в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур;
г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений;
д) материалов налоговых проверок и судебных процессов;
е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
При проведении экспертного исследования по выявлению признаков преднамеренного и фиктивного банкротства эксперт-бухгалтер должен руководствоваться принципами полноты и достоверности финансовой документации, в соответствии с которыми:
в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности;
в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные;
все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.
Таким образом, анализ значений и динамики коэффициентов, характеризующих платежеспособность должника, рассчитанных за исследуемый период в соответствии с правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Правительством Российской Федерации производится на основании финансово-хозяйственной документации организации, а именно:
В процессе исследования могут использоваться сведения, содержащиеся в актах документальных ревизий, заключениях экспертов других специальностей, показаниях обвиняемых и свидетелей и других материалах дела. Основные методы рассматриваемой нами экспертизы сводятся к сопоставлению бухгалтерских документов и их документальной проверке.
Таким образом, эксперт-бухгалтер на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, анализа сделок, делает выводы о наличии или отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного банкротства, а также осуществляет обоснование возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Экспертиза, связанная с недостачей товарно-материальных ценностей.
Недостача - неполное наличие материальных и денежных средств, выявленное в результате контроля, ревизии. Недостача – тоже, что и недостаток, недобор, недомер, недохватка, недочет, неполнота, дефицит.
Рассмотрим недостачу как расхождение между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием учитываемого имущества, а так же причины подобного расхождения.
Прежде, чем говорить о наличии либо отсутствии недостачи, в первую очередь необходимо удостовериться в достоверности представленных данных бухгалтерского учета. Нередко следствием «возникшей» недостачи могут выступать ошибки, допущенные бухгалтером при регистрации фактов хозяйственной деятельности, тогда как сами ценности пребывают в целости и сохранности. Для того, чтобы исключить подобные ошибки, на предприятии проводится плановая (внеплановая) инвентаризация. В соответствии с законом о бухучете (статья 11) при инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. В случае обнаружения расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета, обязательным условием проведения инвентаризации является составление сличительной ведомости, которая показывает отклонения фактического наличия от бухгалтерского учета по каждой позиции учитываемых товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или объектов. Сличительная ведомость, составленная при инвентаризации ТМЦ и других объектов, является основным документом, подтверждающим факт недостачи либо излишков ТМЦ и др. объектов на предприятии.
Следовательно, основным документом для проведения экспертизы по недостачам являются инвентаризационные ведомости и составленные на их основании сличительные ведомости. Так как инвентаризация это сопоставление фактического наличия соответствующих объектов с данными регистров бухгалтерского учета, то для подтверждения недостач прежде всего необходимо исследовать бухгалтерские документы.
Применительно к недостачам – это документы, содержащие в себе данные как аналитического, так и синтетического учета, ведущиеся как в местах хранения ценностей, так и в бухгалтерии. Такими документами являются:
Приведенный список не исчерпывающий и зависит от обстоятельств дела.
В установлении достоверности учета зачастую применяются приемы документального метода, а в качестве объектов исследования, большое значение имеют первичные учетные документы и содержащиеся в них данные, потому как именно они являются основанием регистрации указанных в них хозяйственных операций. А последние в свою очередь формируют регистры бухгалтерского учета, на основании данных которых составляется отчетность.
Не стоит забывать о взаимосвязанности формируемой таким образом информации.
Изменение записей в уже принятых к учету первичных учетных документах предполагает подобное изменение и в регистрах учета, а так же и в отчетности.
Существует определенный регламентированный порядок внесения исправлений в учетные данные, соблюдение которых обязательно, не соблюдение же может говорить о несанкционированности подобных исправлений.
И, как правило, искажение данных бухгалтерского учета происходит умышлено, с целью скрыть возникшую недостачу.
Если данные бухгалтерского учета искажены, то требуется реконструировать (восстановить) бухгалтерский учет, исключив искажения, на основе фактических обстоятельств и фактических данных, которые и стали объектом искажения.
Особое внимание хотелось бы уделить черновым записям, то есть тем, которые не относятся к первичным учетным документам, но, тем не менее, несут ту же смысловую нагрузку, содержа в себе обстоятельства совершенного акта хозяйственной деятельности. Достоверность подобных записей может быть и сомнительной, особенно исходя из несоответствия требованиям, предъявляемым к оформлению первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, а именно – в отсутствии необходимых реквизитов, в особенности подписей лиц – участников акта хозяйственной деятельности. Тем не менее, необходимо понимать, что подобные «черновые» записи делаются в качестве дополнительного контроля, и, как правило, лицами, заинтересованными в этом контроле.
Определение тождества либо различия черновых записей по их смысловому и структурному содержанию с данными бухгалтерского учета зачастую приводит к установлению достоверных данных, потому как подобные черновые записи способны указать на «тот» участок искажения записей бухгалтерского учета и воссоздать отсутствующие, либо искаженные ранее достоверные данные, на основе предыдущих закономерных связей и возможных при этом путей построения учетной информации.
Зачастую, при сознательном искажении учетных данных, не учитывается их взаимосвязанность, и их отражение в различных регистрах.
Иногда эксперт может не располагать «черновыми» записями по различным причинам: либо в их отсутствии вообще, либо вследствие их уничтожения.
Для раскрытия либо подтверждения недостач, совместно с документальными методами, эффективно использование приемов метода фактического контроля, которые позволяют определить действительное наличие ценностей, как в количественном, так и в качественном выражении.
Достоверность результатов применения приемов метода фактического контроля, гарантирована, при достоверности данных бухгалтерского учета.
К примеру, материально-ответственное лицо – начальник склада, допустил недостачу имущества при его поступлении на склад. Не желая наступления последствий, исказил данные складского учета, умышлено завысив фактический остаток имущества на складе. При проведении сверок с бухгалтерией, расхождений не возникнет. Но, при проведении инвентаризации недостача выявиться, при пересчете, измерении, взвешивании имущества и сличения полученных результатов с данными бухгалтерского учета, потому как фактическое количество имущество будет меньше его количества числящегося по учету.
На качество исследования влияет не только выбор в применении методов и методик судебно-бухгалтерской экспертизы, но и полнота представленных документов.
При этом необходимо учитывать принцип взаимосвязанности и взаимозависимости, этих документов.
Вопросы, выносимые на разрешение эксперта, по экспертизам связанных с недостачей товарно-материальных ценностей ТМЦ.
Необходимые документы (объекты исследования) для производства экспертизы, связанной с недостачей товарно-материальных ценностей ТМЦ.
первичные (требования, наряды на отпуск материальных ценностей, накладные, пропуска на вывоз продукции, транспортные документы, акты на списание товарных потерь, переоценку товара, и др.);
сводные (заборные книжки, группировочные ведомости, накопительные и группировочные таблицы, и проч.);
Налоговая экспертиза.
В рыночных условиях оценка и результаты хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей необходимы для установления налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами при формировании социальных фондов. Интересы государства и общества потребовали, чтобы вся деятельность по формированию себестоимости продукции (работ, услуг), выявлению объектов налогообложения проводилась по единым правилам, дающим возможность установить единообразие всех финансовых отношений предприятий с государством, с иными субъектами, имеющими право требовать передачи средств во внебюджетные фонды.
При расследовании налоговых преступлений необходимо установить: правильно ли отражены финансово-хозяйственные операции в бухгалтерских документах; с какими финансово-хозяйственными операциями связаны допущенные в учете искажения; в результате каких нарушений произошло занижение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет; какая сумма налогов не перечислена в бюджет в результате допущенных нарушений; подтверждаются ли выводы акта документальной проверки; кто ответствен за порядок ведения учета и отчетности.
На разрешение эксперта-бухгалтера, например, вполне можно было поставить следующие вопросы:
Например. Организация ООО «П», применяющая УСНО, предъявила для экспертного исследования акты выполненных работ на текущий и капитальный ремонт зданий, где помимо всего прочего был выделен НДС. Было заявлено ходатайство на предъявление выставленных счетов предприятию, для которого этот ремонт выполнялся. Организация «П» ссылаясь на то, что применяет льготный режим налогообложения УСНО не обязано вести бухгалтерский учет. Выставленные счета-фактуры она не предоставила. Было заявлено ходатайство и документы истребованы из организации ООО «Т», действительно счета-фактуры с выделенным НДС были выставлены организацией «П», истребованные документы из банка - выписки банка подтвердили оплату Организации «Т» этих счетов, налоговые декларации подтвердили, что организация «Т» возместила из бюджета 880 т.р. НДС. Налоговая декларация организацией «П» подана не была, налог в бюджет не уплачен. Организация «П» обязана была заплатить НДС, так как выставила покупателю счета-фактуры с выделенной суммой налога (п. 5 ст. 173 НК РФ). Далее, работая с актами выполненных работ эксперт обнаруживает, что в стоимости выполненных работ включена заработная плата. Следов начисления и выплаты заработной платы в представленных организацией документах обнаружено не было. Налоговой инспекцией на запрос о представлении деклараций по ЕСН, отчетности по форме 2-НДФЛ организацией «П» был дан ответ, что такая отчетность не предоставлялась. Следовательно, организация «П» таким образом уклонилась от налогов в федеральный бюджет пенсионного фонда, во внебюджетные фонды на сумму более 500 т.р. из заработной платы не удержан НДФЛ в сумме 240 т.р. Руководитель предъявляет акты выполненных работ на человеко-затратные работы, а расходов по зарплате нет. Поднимаю Устав – виды деятельности, прошу отчет о среднесписочной численности – 1 человек - Собственно Руководитель. Он и руководитель, он и бухгалтер, он и исполнитель всех текущих и капитальных работ. Какой контингент рабочих Организации «П» не платит в федеральный бюджет НДФЛ? Какую сумму недополучают бюджет и внебюджетные фонды ПФ, ФСС, ФМС, ТМС, травматизм?
Эксперт-бухгалтер ответил на все вопросы, касающиеся механизма искажения отчетности и неуплаченных в результате этих действий сумм налогов. Заключение судебно-бухгалтерской экспертизы признано судом в качестве доказательства.
Эксперты при проведении судебно-бухгалтерских экспертиз ориентировались на потребности судебной и следственной практики в доказывании ущерба государственному и общественному имуществу. Под ущербом понимались недостачи денежных средств и материальных ценностей в рамках государственной формы собственности, а также использование государственных средств на оплату труда в связи с завышением отчетных показателей о выполнении планов. Для определения ущерба было достаточно установить факт нарушения формальных правил бухгалтерского учета товарно-материальных ценностей и денежных средств. Новое содержание ущерба — неуплата налогов. Инвентаризация, или сличение с учетным остатком фактического наличия ценностей, не может дать правильных результатов, если учет недостоверен или подтвержден недостоверными первичными документами. Поэтому инвентаризация в современных условиях не раскрывает механизм совершения уголовного преступления, когда объект налога намеренно вуалируется в учете и отчетности.
Поэтому вопросы, возникающие в процессе расследования налоговых преступлений, следует разрешать в рамках финансово-экономической экспертизы, задачей которой в новых условиях хозяйствования является определение способов искажения бухгалтерской отчетности (фальсификация балансов) и отрицательных экономических последствий нарушений гражданского и налогового законодательства. Финансово-экономическая экспертиза исследует балансовые взаимосвязи данных учета в связи с конкретными обстоятельствами нарушения налогового законодательства. Эти взаимосвязи находят отражение в журналах-ордерах, ведомостях и других регистрах, где накапливается информация, в главной книге регистрации хозяйственных операций, а также в балансе предприятия и приложениях к балансу, включая отчет о финансовых результатах и их использовании.
К предмету данной экспертизы относятся спорные вопросы об установлении фактических данных, в том числе и о производстве отчислений в бюджет.
Налоговая экспертиза как процесс состоит из нескольких этапов:
предварительная оценка (экспертиза) существующей системы налогообложения экономического субъекта;
проверка и подтверждение (неподтверждение) правильности исчисления и уплаты экономическим субъектом налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды;
оформление и представление результатов проведения налоговой экспертизы.
На каждом из этих этапов эксперты выполняют определенные проверочные действия. Так, на первом этапе необходимо:
провести общий анализ элементов системы налогообложения экономического субъекта;
определить основные факторы, влияющие на налоговые показатели;
проверить правильность методики исчисления налоговых платежей;
провести правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных отношений;
проанализировать организацию документооборота и изучить функции и полномочия служб, ответственных за исчисление и уплату налогов;
осуществить предварительный расчет налоговых показателей экономического субъекта.
Выполнение процедур на этом этапе позволяет рассмотреть такие существенные факторы, как специфика основных хозяйственных операций экономического субъекта и существующие объекты налогообложения, соответствие применяемого организацией порядка налогообложения нормам законодательства, оценить уровень налоговых обязательств и потенциальных налоговых нарушений.
На следующем, основном, этапе проверки эксперт определяет, какие именно налоги и платежи будут подвергнуты проверке. При этом следует руководствоваться заданием, полученным от правоохранительных органов, вопросами, поставленными перед экспертом, и материалами дела. Если эксперт не имеет конкретного задания по проверке определенных видов операций или налогов, экспертизе должна быть подвергнута вся система налогообложения.
На третьем, заключительном, этапе подводятся итоги проведенной экспертизы.
Примерные вопросы, выносимые на разрешение эксперта, по налоговым экспертизам.
Необходимые документы (объекты исследования) для производства налоговой экспертизы.
Эксперту для проведения такого исследования следует направлять: подлинную бухгалтерскую отчетность, которая подписана лицами, отвечающими за ее достоверность, и представлена в налоговый орган; систему счетных записей; при отсутствии в материалах дела накопительных документов бухгалтерского учета — с группировкой первичной информации следует подобрать и представить первичные документы.
Для производствам налоговой экспертизы необходимо представить:
Экспертиза по труду и заработной плате.
На рассмотрение экспертизы могут быть поставлены вопросы, связанные с соблюдением трудового законодательства и правильностью расчета суммы налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Цель экспертного исследования операций по труду и заработной плате заключается в исследовании законности операций по начислению и выплате заработной платы и исчислению единого социального налога и налога на доходы физических лиц.
В числе расчетно-аналитических приемов эксперты используют методы арифметической проверки документов или расчетов и экономического анализа.
Оценка правильности расчета суммы начисленной и выплаченной заработной платы. На начальном этапе проверяются соблюдение штатной дисциплины и установленных должностных окладов и сдельных расценок или условий трудового договора, обоснованность оплаты труда по трудовым договорам (в том числе по совместительству). Проверка осуществляется по таким элементам, как основная заработная плата в зависимости от применяемой системы оплаты труда, прочие начисления (премии, компенсации, доплаты при отклонении от нормальных условий труда и пр.).
Следует обратить внимание на то, какие формы оплаты труда приняты в организации. Существует две основные формы оплаты труда — повременная и сдельная.
Повременная форма оплаты труда бывает простой и повременно-премиальной. Если в организации используется повременная оплата труда, то заработок работнику начисляется в зависимости от количества проработанного времени и тарифной ставки (оклада). Для проверки необходимо взять табель учета рабочего времени, который является основанием для начисления заработной платы, и посмотреть, сколько часов (дней) отработал конкретный работник в данном месяце. Форма табеля учета рабочего времени является обязательным к применению первичным учетным документом.
При повременной форме оплаты труда важно проверить правильность применения тарифной ставки (оклада). Тарифные ставки (оклады) должны быть утверждены руководителем организации и оформлены в виде штатного расписания, которое является важным элементом внутреннего контроля. Штатное расписание утверждается руководителем организации по согласованию с профсоюзным комитетом. Организации, кроме бюджетных, вправе самостоятельно определять тарифы, должностные оклады, премии, надбавки и другие выплаты при условии, что заработная плата не должна быть ниже установленного МРОТ.
Сдельная форма оплаты труда бывает прямой сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, сдельно-прогрессивной. Если в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками. В этом случае проверяется наличие нарядов, подписанных должностными лицами, которые назначаются приказом (распоряжением) руководителя организации. При сдельной оплате труда проверяется соответствие выполнения количественных и качественных показателей работы, а также правильность применения норм и расценок. Отдельные организации используют оплату труда по конечному результату (в процентах от полученных дохода или прибыли).
Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. Здесь проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг).
При проверке начисленной заработной платы по нескольким конкретным сотрудникам следует обратить внимание на то, в какой сфере работает этот сотрудник: в производственной или непроизводственной. Если он работает в непроизводственной сфере, то eго заработная плата относится на соответствующие источники финансирования. Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на соответствующие счета учета затрат по этим видам работ
Эксперт проводит проверку правильности начисления и выплаты заработной платы по расчетным, расчетно-платежным, платежным ведомостям, расчетным листкам, лицевым счетам. Необходимо установить идентичность данных о количестве отработанного времени и начисленной заработной плате путем сверки данных табеля учета рабочего времени, расчетной ведомости и лицевого счета, при неполном рабочем месяце проверить правильность арифметического подсчета начисленной заработной платы.
Источниками информации для проверки правильности расчета суммы начисленной и выплаченной заработной платы служат приказы руководителя, штатное расписание, табель учета рабочего времени, наряды на выполнение работ, заявления работников и пр. При обнаружении несоответствия эксперт в рабочих документах должен показать суммы отклонений и причины их образования.
Расчетно-платежные и платежные ведомости целесообразно подвергнуть счетной проверке, что позволит выявить возможное завышение итоговых сумм в ведомостях при правильном подсчете итогов по отдельно взятым сотрудникам. Такого рода нарушения приводят не только к завышению расходов на оплату труда, но и к присвоению денежных средств.
Процедура проверки по существу расчетов по оплате труда может быть проведена сплошным (при небольшом штате работников) или выборочным способом. При этом следует учесть характер задания, полученного от правоохранительного органа, и формулировку вопроса, поставленного на разрешение экспертизы. Эксперт может осуществить проверку расчетов с работниками всех категорий, групп и подразделений с целью охвата всех работников, видов оплат и удержаний. Следует проверить, нет ли случаев повторного начисления сумм по ранее оплаченным первичным документам.
Арифметическая проверка правильности начисления премий. Проверяя правильность и обоснованность начисления премий, эксперт сопоставляет информацию коллективного договора, положения о премировании, приказов, расчетных ведомостей и лицевых счетов. Необходимо оценить зависимость суммы премии от должностного оклада работника или норм выработки, а также источники выплаты премий. Результаты экспертизы по таким вопросам представляются в заключении эксперта.
Примерные вопросы, выносимые на разрешение эксперта, по экспертизам по труду и заработной плате.
Необходимые документы (объекты исследования) для производства экспертизы по труду и заработной плате.
К нормативным правовым документам относятся НК (гл. 23, 24), ТК. Федеральные законы «О минимальном размере оплаты труда» от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ, «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ, от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, постановление Правительства РФ «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» от 24.12.2007г. № 922, постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
Внутренние нормативные документы организации — это коллективный договор, положения об оплате труда, о премировании и правила внутреннего трудового распорядка. Первичные документы включают:
акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.
Регистры синтетического и аналитического учета включающие ведомость учета заработной платы, свод заработной платы, журналы- ордера по счетам 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»
Бухгалтерская отчетность: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», № 4 «Отчет о движении денежных средств» и № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».
Начальник отдела
бухгалтерских экспертиз ЦСЮ по ЮО Бородаенко С.В.