г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru
г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru
г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru
Отсутствие единой методики по выявлению признаков отнесения предметов к произведениям искусства и культуры порождает неоднозначные выводы экспертов при производстве искусствоведческих экспертиз.
Настоящая методика разработана на основе действующего законодательства, сложившейся судебно-арбитражной практики, научных трудов, основываясь при этом на специальных познаниях в области искусствоведения, товароведения и оценочной деятельности, ранее проведенных экспертизах, в целях повышения качества производства судебных экспертиз.
Целью методики является разработка модели решения задачи определения признаков произведения искусства и культуры.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Объекты исследования: движимые вещи (предметы).
Используемые научные методы
При производстве искусствоведческих экспертиз необходимо применять следующие научные методы:
Нормативная, техническая, справочная и методическая литература, используемая при проведении исследования.
Используемое оборудование, инструменты и материалы
Выносимые на разрешение экспертов вопросы
Общие принципы методики
Процесс экспертного исследования (последовательность действий эксперта)
Проведение экспертного исследования предполагает следующие, взаимосвязанные между собой, этапы:
1)Документальное исследование.
В качестве документов для производства экспертизы могут быть представлены: договора на приобретение; протоколы осмотров; допросы свидетелей и иные документы.
2)Органолептическое исследование
В ходе органолептического исследования устанавливаются:
2.1. Лица, присутствующие при осмотре, их Ф.И.О., должностное и процессуальное положение.
2.2. Проверяется упаковка, в которой объект исследования поступил в экспертное учреждение; делается ее описание.
2.3. Производится идентификация объекта исследования:
визуальное восприятие;
линейно-геометрические размеры;
цвет, материал и техника исполнения объекта исследования;
состояние (сохранность) объекта. Состоянием называется то, как объект исследования сохранился.
Каждое повреждение в объекте исследования должно описываться как по характеру, так и по местоположению и степени. Местоположение (верх, низ или центр; сверху слева или сверху справа относительно какой-то центральной точки). Описание дефекта (вмятина, скол, царапина, дыра, трещина): незначительный, легкий, умеренный, заметный, чрезвычайный.
клейма и иное маркировочное обозначение.
3. Оценка, обоснование и формулирование выводов по поставленным вопросам.
Объект исследования, исходя из настоящей методики, идентифицирован как движимая, неделимая, простая, неограниченная в обороте, индивидуально-определенная вещь.
Признаками, характеризующими объект исследования, как индивидуально-определенную вещь, являются:
назначение (способность объекта удовлетворять физиологические и социальные потребности);
эстетические свойства (свойства воспринимать признаки социально-культурной значимости вещи, степени их полезности и целесообразности.) К показателям эстетических свойств относят: форму изделия; цвет; материал и технику исполнения изделия, ценность композиции; оригинальность изделия; мастерство произведенного исполнения;
происхождение и производство (авторство, время и место изготовления).
4. Составление письменного заключения эксперта по форме и содержанию, установленному ст. 25 ФЗ от 31.05.2001 г. № 73-фз «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Критерии определения признаков отнесения объекта исследования к произведениям искусства и культуры; художественной, культурной, исторической и научной ценности объекта исследования
Алгоритм решения экспертной задачи, сформулированной в вопросах, выносимых на разрешение эксперта, предполагает рассмотрение его в контексте с понятийным аппаратом, в сопоставлении данных органолептического, идентификационного и диагностического исследований требованиям нормативных актов и методической литературе.
Под бытовым предметом понимают предметы, необходимые для повседневной жизни.
Произведение искусства — объект авторского права, являющийся результатом творческой деятельности независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа их выражения.
Культура — многогранное, сложное, исторически развивающееся общественное явление, представляющее собой способ освоения действительности, реализации творческого потенциала человека в сфере материальной и духовной деятельности.
Искусство — одна из форм общественного сознания; эстетическая деятельность человека, его художественное творчество по законам красоты, проявление в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, графики и т.п.
Под культурными ценностями понимают 1) нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, диалекты, говоры, национальные обычаи и традиции, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историческом отношении территории и объекты; 2) движимые предметы материального мира, а именно:
культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации;
культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.
Под историческими ценностями понимают составляющие историческое достояние и имеющие общественную значимость категории предметов.
Исторически значимыми являются культурные ценности, имеющие прямое отношение к ранним историческим периодам, а также к значительным историческим событиям или известным личностям, сыгравшим выдающуюся роль в мировой истории, науке и культуре.
Художественно значимыми являются культурные ценности, представляющие собой выдающиеся творения мировой культуры.
Научно значимыми являются культурные ценности, которые признаются важнейшими в изучении всемирной истории, отдельных художественных и научных направлений и школ.
Иными культурно значимыми являются культурные ценности, обладающие специально-ценностными качествами.
Уникальными являются культурные ценности, обладающие редкими, единственными в своем роде отличительными особенностями, свойствами и качествами.
Проведя анализ исследования объекта экспертизы, в совокупности с понятийным аппаратом, в рамках заданных вопросов, эксперт может прийти к выводу, что объект исследования является предметом произведения искусства и культуры, имеет историческую, научную, художественную и культурную ценность, если он:
1) обладает редкими, единственными в своем роде отличительными особенностями, свойствами и качествами;
2) имеет прямое отношение к ранним историческим периодам;
3) является выдающимся творением мировой культуры;
4) обладает специально-ценностными качествами.
При выявлении признаков произведения искусства и культуры, а также определении его художественной, культурной и исторической ценности необходимо также учитывать:
тираж выпуска объектов исследования;
наличие (отсутствие) особых художественных замыслов;
наличие в них драгоценных металлов и камней;
повышенная их стоимость;
изготовление ручным способом;
небольшое количество объектов исследования в свободном обращении;
большой срок с момента их выпуска.
Выявление признаков антиквариата объекта исследования
Под антиквариатом понимают: а) совокупность старинных предметов; б) старинный ценный.
К признакам антиквариата можно отнести:
уникальность;
редкость;
год создания (выпуска) (100 и более лет);
стоимостную ценность;
стиль (устойчивая целостность и общность образной системы средств художественной выразительности, образных приемов. С понятием стиля связывают весь комплекс явлений и формы. Стиль отражает индивидуальную манеру, художественные особенности в творчестве, обозначает периоды истории искусств).
Признавая объект исследования предметом антиквариата, эксперт должен исходить из наличия всей совокупности признаков, свойственных предметам антиквариата.
Об исследовании видео-, фотопродукции
В ряде случаев предварительным следствием на решение экспертов ставится вопрос, касающийся определения признаков порнографии в видео-, фотопродукции: относится ли названная продукция к произведениям искусства и культуры, и имеет ли она художественную, культурную, историческую или научную ценность.
Анализ вышеназванных нормативных актов, методической и справочной литературы позволяет выделить понятия порнография, детская порнография, информация порнографического характера, а также признаки, свойственные порнографии.
Под порнографией понимают противоречащие принципам общественной нравственности, вульгарно-натуралистическое, циничное изображение половых органов, специально детализированное изображение гениталий, сексуальных извращений, оскорбляющих честь и достоинство человека.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки порнографии:
она фиксирует внимание потребителя на гениталиях, манипуляциях с гениталиями, половом акте и технике его проведения;
изображение полового акта является в порнографии самоцелью, следование которой убирает из сексуальной жизни другие компоненты сексуального поведения;
в порнографии отсутствует выражение личностного смысла сексуального поведения;
она, в отличие от эротики, ориентирована только лишь на стимуляцию сексуального возбуждения;
порнография изображает дегуманизированные социально или морально осуждаемые формы половых контактов (гомосексуализм, групповой секс, половые контакты с животными и т.д.);
в ней присутствует демонстрация сексуальных сцен вне художественной задачи с детализированными грубо натуралистичными, циничными, непристойными деталями;
в порнографических материалах имеет место использование крупного плана, прямых ракурсов съемки при показе сцен полового акта.
Детская порнография — это материалы или предметы, содержащие любые изображения или описание ребенка или совершеннолетнего лица, имитирующего ребенка, совершающего или имитирующего действия сексуального характера или принимающего участие в совершении таких действий или в их имитации, либо реалистичные изображения (в том числе созданные с использованием анимации и электронной техники) образа ребенка, совершающего или участвующего в совершении действий сексуального характера, а равно любое изображение или описание половых органов ребенка в сексуальных целях.
Под информацией порнографического характера понимают:
а) Информацию, представляемую в виде натуралистических изображения или описания половых органов человека и (или) полового сношения либо сопоставимого с половым сношением действия сексуального характера, в том числе такого действия, совершаемого в отношении животного;
б) Информацию, не имеющую научного, медицинского или учебного предназначения описание или фото-, видеоизображение или иное изображение (в том числе созданное средствами компьютерной графики, анимационными или иными изобразительными средствами) реально совершаемого человеком или имитируемого им полового сношения или иных действий сексуального характера, в том числе совершаемых в отношении животного, а также натуралистическое описание или изображение половых органов человека в сексуальных целях или иных интимных сторон жизни человека, связанных с удовлетворением сексуальных потребностей.
В специальной литературе различают два вида возраста:
а) возраст хронологический — выражает длительность существования индивида с момента его рождения;
б) возраст психологический — ограниченная во времени ступень развития индивида, отличающаяся совокупностью физиологических и психических изменений. В отличии от возраста хронологического это понятие обозначает определенную, качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение (детство).
Переход к новой возрастной ступени характеризуется перестройкой стратегии поведения, существенными психическими изменениями в деятельности и общении, новым соотношениям социальной среды и развивающейся личности.
В отечественной психологии принята следующая возрастная периодизация:
Различают биологический и социальный возраст индивида.
Возраст социальный — стадии активного включения субъекта в социальные отношения, его способность выполнить социальные роли, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность).
Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 21 ГК РФ). Несовершеннолетними, исходя из положений ст. 25 ГК РФ, являются лица в возрасте от 14 до 18 лет.
Биологический возраст — понятие, отражающее степень морфологического и физического развития организма.
Критериями определения биологического возраста являются:
зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков);
скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета);
зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов);
наследственность;
конституция человека;
зрелость интеллекта (уровень развития как личности).
Исходя из особенностей объектов исследования (видеофайлов) и экспертных возможностей применения экспертных методов, возможно определение биологического возраста индивида, изображенного на видеофайлах по критериям зрелости и конституции.
Порнографические изображения, содержащиеся на фотографиях или видеофайлах, не являются объектами искусства или культуры, не имеют художественную, культурную, историческую или научную ценность, поскольку:
Названная аргументация обосновывается также большим тиражом выпуска объектов исследования; отсутствием особых художественных замыслов; отсутствием в них драгоценных камней и металлов; отсутствием повышенной стоимости; изготовление их не ручным способом; большое количество названных объектов в свободном обращении; сравнительно небольшим сроком с момента их выпуска.