г. Ростов-на-Дону, +7 (863) 270-06-75, versia@inbox.ru

г. Ростов-на-Дону, +7-863-270-06-75, versia@inbox.ru

г. Краснодар, +7-861-292-81-85, sudexpert23@yandex.ru





ПРИЗНАКИ ПОДДЕЛКИ РУССКИХ ИКОН.

Проблема выявления признаков подделок чрезвычайно остро стоит в современной музейной и экспертной практике. Все русские технологические руководства ХVI – ХVIII веков - иконописные подлинники крайне формальны, на их основе нельзя реконструировать технологию древней иконы, в них нельзя найти ответ на конкретные вопросы иконописной практики.

Анализ ранее проведенных экспертиз, судебно-следственной практики, научных работ в области искусствоведения и живописи, позволяет выделить следующие признаки подделки русских икон:

1.Использование современных пигментов и отличных от оригинала технических приемов, т.е. подделки, отличаются от подлинников как технически, так и технологически; использование материалов, не соответствующих дате предполагаемого написания иконы;

2.Использование шрифтов и буквиц, не соответствующих дате предполагаемого изготовления иконы;

3.Несоответствие техники иконописания – нарушена последовательность изготовления иконы;

4.Несоответствие формы доски, ширины полей, глубины ковчега форме доски, ширины полей и глубины ковчега, применяемых во время предполагаемой дате изготовления иконы.

5.Несоответствие формы шпонок и способа их крепления форме шпонок и способу крепления, применяемых во время предполагаемой дате изготовления иконы.

6.Стилистические отличия объекта исследования от стилистических особенностей школы иконописи, к которой предположительно относится объект исследования (например: декларантом заявлено икона Божьей матери псковских мастеров ХV века, однако композиция, манера изображения и цветовая гамма соответствует композиции, манере изображения и цветовой гамме московской (строгановской школе);

7.Отсутствие на иконе естественного кракелюра. Кракелюр имеет бесчисленное количество разных рисунков, в зависимости от свойств основы, паволоки, состава грунта, техники письма и условий хранения. Естественный кракелюр имеет логику развития и определенную завершенность, которая свидетельствует о длительном времени его формирования. В древнем кракелюре от крупных, заметных невооруженным глазом «ветвей» грунтового кракелюра отходят более тонкие – красочного слоя. Крупные и глубокие трещины грунтового кракелюра заполнены темной олифой, лаком, грязью, видны невооруженным взглядом. Под микроскопом видно, что вся поверхность живописи покрыта сетью трещин.

8.Наличие искусственного кракелюра и следов «старения» иконы, а именно:

-кракелюр грубый, с одинаковыми трещинами, специально затертый одинаковой грязью;

-кракелюр нарисован тончайшими линиями черной краской;

-«трещины продавлены» по еще не просохшему красочному слою;

-наличие следов имитации загрязнений: набрызг темной краски; на ликах наложены пятна, демонстрирующие «потертость» живописи;

-имитация врезок на старых досках;

-наличие на иконе участков грунта разной плотности и разной по химическому составу (например: подлинный грунт- гипс, грунт реставрационных вставок - мел);

-наличие на грунте и живописи насечек, сделанных острым тонким металлическим инструментов в одном направлении.

Примечание: искусственный кракелюр может делаться разными способами: а)можно наложить левкас на тряпочку-паволоку, написать изображение, а затем смять паволоку так, чтобы грунт поломался на отдельные кусочки; б)наворачивание паволоки с грунтом на цилиндр (бутылку);

в) использование разного температурного режима.



9.Отсутствие следов старой реставрации в виде характерных повреждений:

-отсутствие частично срезанных краев приподнятого кракелюра;

-отсутствие повреждений (пробела на ликах, руках, горках и др.);

-отсутствие на поверхности живописи и фактуре красочного слоя – микрорельефе, который образуется от следов кисти, - микроскопических частиц всех удалений при реставрации слоев;

-отсутствие следов поновлений и чинок иконы в прошлом.

Следы реставрации на основе: заполнение трещин, оклейка трещин и разошедшихся досок; заполнение летных отверстий; спил конца шпонок, выступающий за пределы досок; опилены или наращены боковые или торцевые поля доски.

Следы реставрации на грунте: наличие дополнений при врезках и в местах утрат (меловые, гипсовые или восковые); наличие поновительского грунта, положенного поверх красочного слоя; размывы авторского грунта в результате неправильного укрепления.

Следы реставрации на красочном слое: записи темперными, масляными и клеевыми красками (сплошные или частичные); наличие дополнений красочного слоя в местах утрат авторского по новому реставрационному грунту (в пределах утрат или заходящие на авторскую живопись); наличие частичных прописок авторской живописи (поверх покрытия или после его удаления); наличие потертости, помытости авторского слоя живописи в результате внутреннего удаления покровской пленки или записей; наличие следов клея или остатков желтковой эмульсии на поверхности.

Реставрационные повреждения носят механический характер и отличаются от естественных повреждений. Имитировать следы реставрационных повреждений на микроуровне в настоящее время невозможно. Отсутствие в микрорельефе живописи микроскопических остатков удаленной олифы свидетельствует о поделке иконы. При реставрации иконы в окладе, по ее контуру всегда остается либо слой записи, либо олифы. Пастозные пробела повреждений не имеют. Это тоже следует учитывать при проведении экспертизы.

10.Доска иконы вогнута в обратную сторону.

О подлинности иконы свидетельствуют:

-наличие на поверхности живописи сетки естественного кракелюра;

-доска (основа) всегда покороблена и имеет временные следы – потемневший оборот;

-на иконе видны следы утраты грунта – левкаса и красочного слоя, ожоги от лампадки или свечи, загрязнения, следы от гвоздей окладов;

-иконография иконы соответствует древним образцам;

-имеются следы старой реставрации;

-использованы пигменты, технические приемы, шрифты, буквицы, форм доски (основы), формы шпонки и способы ее крепления соответствуют времени предполагаемого изготовления иконы;

-отсутствие следов искусственного «старения» иконы.