г. Ростов-на-Дону, пер. Доломановский, 11
Бесплатная консультация

Методике проведения нумизматических экспертиз

Методы идентификации природных ювелирных камней.

1.Идентификация алмаза.

    • алмаз легко царапает стекло и любой другой камень;
    • от поверхности алмаза отражается больше света, чем от любого другого природного камня;
    • характерный вид алмаза обусловлен совершенством полировки, специфическим алмазным блеском поверхности и др. оптическими дефектами;
    • свет, входящий в камень сверху, полностью отражается от его задних граней как от ряда зеркал, поэтому, если хорошо ограненный бриллиант рассматривать на свет, то будет видна светящаяся точка в каллете. Через бриллиант, находящимся надетым на палец кольце, невозможно увидеть палец, через другие камни палец виден;
    • при осмотре камня через площадку создается иллюзия значительно меньшей толщины камня по сравнению с действительной;
    • при осмотре камня с помощью лупы, обеспечивающей 6-10 кратное увеличение можно обнаружить небольшие участки необработанных природных граней алмаза-найфов по рудисту;
    • исключительная прозрачность алмаза по отношению с рентгеновскими лучами позволяет идентифицировать его даже с помощью простейшей рентгеновской установки;
    • при смачивании алмаза жиром замечаются явления:1.на камне остается жирная пленка; 2.на поверхности камня остается жирная черта, тогда как на его имитациях жир собирается в капельки;
    • на алмазе, в том числе и бриллианте, при 10-ти кратном увеличении с помощью лупы, можно обнаружить небольшие включения и дефекты;
    • алмаз обладает высокой теплопроводимостью, что позволяет отличить его от имитаций;

Фианиты доволльно сложно отличить визуально от бриллиантов, их можно идентифицировать по слегка заваленным ребрам при огранке; на рудисте обычно видна вертикальная штриховка, которая отличается от рельефа поверхности после обработки ее алмазным порошком.

2.Идентификация природных и синтетических рубинов.

Идентификация проводится по внутренним особенностям и линиям поглащения. Чистые густоокращенные рубины крупных размеров в природе встречаются редко, природные рубины редко содержат включения, трещины, плоскости двойникования. Практически всегда наблюдается отличие по окраске (по оттенку, зональности распределения) природных и синтетических рубинов. При облучении синтетических сапфиров коротковолновым УФ-излучение наблюдается беловато-синее или зеленоватое свечение.

3.Идентификация изумруда.

В синтетических кристаллах в составе включения не наблюдаются амфиболовые иглы, пластинки слюды и кристаллы пирита, которые обычно встречаются в природных изумрудах. Синтетические изумруды часто содержат в качестве включений кристаллы фенокита, мелкие кристаллы изумруда с другой ориентацией структуры. Камуфляж трещин в камнях с помощью промасливания возможно обнаружить с помощью фильтровальной бумаги.

4.Идентификация жемчуга.

Натуральный жемчуг со звонким стуком отскакивает от стекла. При осмотре отверстия просверленных натуральных жемчужин заметны сезонные остановки роста жемчужин. Культивированные жемчужины пропускают свет больше, чем натуральные.

5.Идентификация бирюзы.

Бирюза отличается от имитаций по плотности, по реакции на фосфор с помощью электронно-микроскопических исследований. Светлую мелоподобную бирюзу, пропитанную воском или парафином, легко идентифицировать после выдерживания в течение 15 мин., в бензине. Идентификация стеклянных, пластмассовых имитаций проводится с помощью раскаленной иглы (они плавятся).

6.Идентификация янтаря.

Прессованный янтарь возможно отличить от природного с помощью лупы- в прессованном янтаре видны структурные течения, небольшие сгустки красителя. При смачивании эфиром поверхности прессованного янтаря она становится липкой. Янтарь дает мелкую крошку, а имитация-закругленную стружку, при проведении по поверхности бритвой.

В соляном растворе (10 чайных ложек соли на стакан воды) янтарь будет плавать, а имитация из пластмассы затонет.

Природный янтарь электризуется от трения.